Постановление Московской городской Думы от 17.04.2024 N 43 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 апреля 2024 г. N 43
О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Направить указанный проект федерального закона в Правительство Российской Федерации для получения официального отзыва.
3. Поручить представление указанного проекта федерального закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы А.В.Шапошникову.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы А.В.Шапошников
Вносится Московской
городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 18, ст. 1941; N 30, ст. 3604; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3642; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 30, ст. 4006, 4007; N 31, ст. 4164, 4195, 4207, 4208; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; N 46, ст. 6406; N 50, ст. 7342, 7345, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 14, ст. 1651, 1658, 1666; N 19, ст. 2323; N 26, ст. 3207, 3208; N 27, ст. 3454; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5443, 5444; N 44, ст. 5643; N 48, ст. 6161, 6165; N 49, ст. 6327, 6341; N 51, ст. 6683, 6685, 6695; N 52, ст. 6961, 6980, 6986, 7002; 2014, N 6, ст. 559, 566; N 11, ст. 1092; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2333, 2335; N 26, ст. 3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6651; N 52, ст. 7541; 2015, N 1, ст. 67, 74, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 18, ст. 2614, 2619, 2620; N 21, ст. 2981; N 24, ст. 3370; N 29, ст. 4359, 4391; N 41, ст. 5637; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6706, 6710; N 51, ст. 7250; 2016, N 1, ст. 11, 28, 59, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1493; N 26, ст. 3871, 3884, 3891; N 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31, 47; N 7, ст. 1030, 1032; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2457; N 18, ст. 2664; N 22, ст. 3069; N 23, ст. 3227; N 27, ст. 3947; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738, 4755, 4812, 4814, 4815, 4827, 4828; N 47, ст. 6844; N 49, ст. 7308; N 50, ст. 7562; N 52, ст. 7919; 2018, N 1, ст. 30, 35, 48; N 7, ст. 973; N 18, ст. 2562; N 31, ст. 4824, 4826, 4851; N 41, ст. 6187; N 42, ст. 6378; N 45, ст. 6832, 6843; N 47, ст. 7125; N 53, ст. 8436, 8447; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1819, 1821; N 22, ст. 2669; N 25, ст. 3161; N 29, ст. 3847; N 30, ст. 4121, 4125, 4131; N 42, ст. 5803; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7493, 7494, 7495; N 52, ст. 7766, 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2019, 2029; N 50, ст. 8065; 2021, N 1, ст. 50, 70; N 6, ст. 959; N 9, ст. 1461, 1466; N 11, ст. 1701; N 15, ст. 2425, 2431; N 18, ст. 3046; N 22, ст. 3676; N 24, ст. 4222, 4223, 4224; N 27, ст. 5060, 5111; N 52, ст. 8978; 2022, N 1, ст. 3, 37, 49; N 5, ст. 676; N 10, ст. 1388, 1399; N 13, ст. 1951; N 16, ст. 2605; N 29, ст. 5224, 5226, 5254; N 39, ст. 6534; N 50, ст. 8773; 2023, N 1, ст. 69, 72; N 16, ст. 2754; N 18, ст. 3228) следующие изменения:
1) статью 13.15 дополнить частью 81 следующего содержания:
"81. Распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) кальянов, и (или) устройств для потребления никотинсодержащей продукции, розничная продажа дистанционным способом которой запрещена законодательством в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.";
2) в части 2 статьи 28.3:
а) в пункте 63 слова "частью 8 статьи 13.15" заменить словами "частями 8 и 81 статьи 13.15";
б) в пункте 64 слова "частью 8 статьи 13.15" заменить словами "частями 8 и 81 статьи 13.15".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в
статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях предотвращения и пресечения дистанционной торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. Законопроектом предусматривается введение административной ответственности за распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) кальянов, и (или) устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
Запрет розничной продажи дистанционным способом указанной продукции установлен статьей 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ).
Однако на практике такой запрет не соблюдается, о чем свидетельствуют результаты акции "Вейп-контроль онлайн", проведенной в ноябре 2023 года - январе 2024 года по инициативе молодых активистов города Москвы. В частности, за указанный период времени был выявлен 471 потенциально опасный интернет-ресурс: сайты, страницы в социальных сетях и телеграм-каналы, на которых предлагается купить никотинсодержащую продукцию или размещается реклама указанной продукции. Следует отметить, что 59 процентов информации о дистанционной продаже никотинсодержащей продукции размещено в социальных сетях, непосредственная дистанционная продажа указанной продукции обеспечивается 70 процентами интернет-ресурсов, возможность покупки несовершеннолетними предоставляется путем курьерской доставки (свыше 50 процентов), доставки через пункты выдачи (40 процентов) или постаматы (8 процентов), при этом подтверждение возраста покупателя не запрашивают 77 процентов страниц в социальных сетях.
Следует отметить, что непосредственную продажу никотинсодержащей продукции обеспечивают свыше 70 процентов интернет-ресурсов, при этом интернет-сайты предлагают преимущественно новую продукцию, а социальные сети обеспечивают торговлю никотинсодержащей продукцией физическими лицами с рук. Оставшиеся менее 30 процентов интернет-ресурсов популяризируют никотинсодержащую продукцию без непосредственной продажи.
Таким образом, важным и необходимым является принятие действенных мер по обеспечению соблюдения на практике запрета розничной торговли табачной продукцией, никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции дистанционным способом.
В этой связи по аналогии с ответственностью, предусмотренной статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за распространение информации о дистанционной продаже алкогольной продукции, законопроектом предлагается установить ответственность за распространение информации о дистанционной продаже табачной и никотинсодержащей продукции в сети "Интернет", предусмотрев возможность наложения административных штрафов на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях по проектируемой части 81 статьи 13.15 КоАП РФ, наряду с должностными лицами органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), предлагается наделить должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), а также должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, государственный контроль (надзор) в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции (Росалкогольтабакконтроль).
Вступление в силу предлагаемых изменений федерального законодательства предусматривается с 1 сентября 2024 года.
Кроме того, подготовленным в составе пакета законопроектов проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" вносятся изменения в части установления запрета на распространение информации о розничной продаже дистанционным способом табачной и никотинсодержащей продукции и отслеживания, пресечения доступа к указанной информации в сети "Интернет", в том числе посредством мониторинга социальных сетей. Такие изменения вносятся, в частности, в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон N 15-ФЗ.
Принятие указанного федерального закона позволит снизить интернет-продажи табачной и никотинсодержащей продукции, что будет являться превентивной и профилактической мерой в области обеспечения существующих законодательных требований, ограничений и запретов в сфере продажи никотинсодержащей продукции несовершеннолетним.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
А.В.Шапошников
8-495-957-03-60
Приложение 1
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
А.В.Шапошников
8-495-957-03-60
Приложение 2
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
А.В.Шапошников
8-495-957-03-60