Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Московской городской Думы от 17.04.2024 N 42 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-6 и 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

17 апреля 2024 г. N 42

 

О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".

2. Поручить представление указанного проекта федерального закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы А.В.Шапошникову.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

 

 

Председатель Московской
городской Думы                              А.В.Шапошников

 

 

Вносится Московской
городской Думой

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного 
дыма, последствий потребления табака или потребления 
никотинсодержащей продукции"

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 52, ст. 6963; 2014, N 30, ст. 4223; 2016, N 52, ст. 7491; 2017, N 24, ст. 3478) следующие изменения:

1) пункт 5 части 1 статьи 106 дополнить подпунктом "д1" следующего содержания:

1) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) кальянов, и (или) устройств для потребления никотинсодержащей продукции, розничная продажа дистанционным способом которой запрещена законодательством в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;";

2) пункт 1 части 5 статьи 151 дополнить подпунктом "е1" следующего содержания:

1) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) кальянов, и (или) устройств для потребления никотинсодержащей продукции, розничная продажа дистанционным способом которой запрещена законодательством об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;".

 

Статья 2

 

Внести в пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст. 721; 2016, N 1, ст. 76; N 18, ст. 2491; 2018, N 31, ст. 4861; 2020, N 31, ст. 5062; 2021, N 1, ст. 43) изменение, дополнив его подпунктом "и" следующего содержания:

"и) распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) кальянов, и (или) устройств для потребления никотинсодержащей продукции, розничная продажа дистанционным способом которой запрещена настоящим Федеральным законом;".

 

Статья 3

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

 

 

Президент
Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона "О внесении изменений в 
статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - законопроект) подготовлен в целях предотвращения и пресечения дистанционной продажи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Законопроектом устанавливается запрет на распространение в сети "Интернет", социальных сетях информации о дистанционной продаже табачной и никотинсодержащей продукции, а также предусматривается механизм мониторинга такой информации в социальных сетях и способ пресечения возможности доступа к такой информации. Изменения вносятся, в частности, в федеральные законы от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ).

Запрет розничной продажи дистанционным способом указанной продукции установлен статьей 19 Федерального закона N 15-ФЗ. В целях его реализации предлагается установить запрет на распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) кальянов, и (или) устройств для потребления никотинсодержащей продукции, розничная продажа дистанционным способом которой запрещена законодательством в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. Кроме того, предусматривается мониторинг социальных сетей на наличие в них такой информации и способ пресечения возможности доступа к такой информации.

Необходимость подготовки законопроекта обусловлена тем, что на практике запрет розничной торговли табачной продукцией, никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции дистанционным способом, предусмотренный статьей 19 Федерального закона N 15-ФЗ, не соблюдается.

В ноябре 2023 года - январе 2024 года по инициативе молодых активистов города Москвы была проведена акция "Вейп-контроль онлайн". В частности, за указанный период времени был выявлен 471 потенциально опасный интернет-ресурс: сайты, страницы в социальных сетях и телеграм-каналы, на которых предлагается купить никотинсодержащую продукцию или размещается реклама указанной продукции. Следует отметить, что 59 процентов информации о дистанционной продаже никотинсодержащей продукции размещено в социальных сетях, непосредственная дистанционная продажа указанной продукции обеспечивается 70 процентами интернет-ресурсов, возможность покупки несовершеннолетними предоставляется путем курьерской доставки (свыше 50 процентов), доставки через пункты выдачи (40 процентов) или постаматы (8 процентов), при этом подтверждение возраста покупателя не запрашивают 77 процентов страниц в социальных сетях.

Следует отметить, что непосредственную продажу никотинсодержащей продукции обеспечивают свыше 70 процентов интернет-ресурсов, при этом интернет-сайты предлагают преимущественно новую продукцию, а социальные сети обеспечивают торговлю никотинсодержащей продукцией физическими лицами с рук. Оставшиеся менее 30 процентов интернет-ресурсов популяризируют никотинсодержащую продукцию без непосредственной продажи.

В этой связи наряду с законопроектом был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13.15 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым предусматривается введение административной ответственности за распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) кальянов, и (или) устройств для потребления никотинсодержащей продукции. За распространение указанной информации предлагается установить санкции в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей по аналогии с ответственностью, предусмотренной статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за распространение информации о дистанционной продаже алкогольной продукции.

Вступление в силу предлагаемых изменений федерального законодательства предусматривается с 1 сентября 2024 года.

Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" позволит пресечь или снизить интернет-продажи табачной и никотинсодержащей продукции, что будет являться превентивной и профилактической мерой в области обеспечения существующих законодательных требований, ограничений и запретов в сфере продажи никотинсодержащей продукции несовершеннолетним.

 

 

Московская городская Дума

 

Редактор проекта:

депутат

А.В.Шапошников

8-495-957-03-60

 

 

Приложение 1
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"

 

ПЕРЕЧЕНЬ

 

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"

 

В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", предусматривающего внесение изменений в пункт 1 части 5 статьи 151 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", потребуется внесение изменений в пункт 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года N 1101.

Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.

 

 

Московская городская Дума

 

Редактор проекта:

депутат

А.В.Шапошников

8-495-957-03-60

 

 

Приложение 2
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"

 

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Реализация настоящего федерального закона будет осуществляться в пределах установленной численности работников федеральных органов исполнительной власти и предусмотренных средств.

 

 

Московская городская Дума

 

Редактор проекта:

депутат

А.В.Шапошников

8-495-957-03-60

Постановление Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-6 и 15-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" от 17.04.2024 N 42