Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон г. Москвы от 15.12.2021 N 36 "О молодежной политике в городе Москве"

 

15 декабря 2021 года

N 36

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

О МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией молодежной политики в городе Москве (далее - молодежная политика).

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", иных федеральных законах.

2. Для целей настоящего Закона также используются следующие основные понятия:

1) молодые граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, - молодые граждане, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно, в том числе молодые граждане - инвалиды, молодые граждане с ограниченными возможностями здоровья, молодые граждане - жертвы насилия, вооруженных и межнациональных конфликтов, катастроф, стихийных бедствий, молодые граждане - вынужденные переселенцы, молодые граждане, освобожденные из учреждений уголовно-исправительной системы, молодые граждане, не имеющие постоянного места жительства либо постоянного места нахождения, молодые граждане из малоимущих семей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, иные категории молодых граждан, указанные в федеральном законодательстве, законах и иных нормативных правовых актах города Москвы;

2) молодежный совещательно-консультативный орган - коллегиальный орган, состоящий из молодых граждан, созданный органом государственной власти города Москвы, органом местного самоуправления городского округа или поселения (далее - орган местного самоуправления) для участия молодых граждан в реализации молодежной политики;

3) студенческий отряд - добровольное общественное объединение молодых граждан, осваивающих основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории города Москвы, целью деятельности которого является организация временной занятости таких молодых граждан, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики;

4) молодежные инициативы - система мер, предлагаемых молодыми гражданами, молодежными общественными объединениями, организациями, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, направленных на достижение целей молодежной политики.

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

 

Действие настоящего Закона распространяется на молодых граждан, имеющих место жительства, обучающихся или работающих на территории города Москвы, на молодежные общественные объединения, юридические лица, объединения юридических лиц, профессиональные союзы, объединения профессиональных союзов, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики и имеющих местонахождение на территории города Москвы, если иное не установлено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 3. Правовая основа регулирования отношений в сфере молодежной политики

 

Правовую основу регулирования отношений в сфере молодежной политики составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

 

Статья 4. Цели и принципы молодежной политики, основные направления ее реализации

 

Цели и принципы молодежной политики, основные направления ее реализации определяются в соответствии с Федеральным законом "О молодежной политике в Российской Федерации".

 

Статья 5. Полномочия Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы в сфере молодежной политики

 

1. К полномочиям Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы в сфере молодежной политики относятся:

1) реализация молодежной политики;

2) принятие нормативных правовых актов города Москвы, в том числе устанавливающих порядок предоставления поддержки молодым гражданам, молодым семьям и молодежным общественным объединениям, иным субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики;

3) участие в реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в сфере молодежной политики;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы по основным направлениям молодежной политики;

5) учреждение государственных организаций города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;

6) координация деятельности организаций, составляющих инфраструктуру молодежной политики, в целях реализации молодежной политики;

7) оказание поддержки молодым гражданам, молодым семьям, молодежным общественным объединениям, иным субъектам, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики;

8) содействие международным и межрегиональным связям в сфере молодежной политики;

9) организация деятельности специалистов по работе с молодыми гражданами;

10) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики;

11) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Правительство Москвы определяет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере молодежной политики (далее - уполномоченный орган), а также полномочия иных органов исполнительной власти города Москвы в сфере молодежной политики.

 

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере молодежной политики

 

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере молодежной политики, предусмотренные Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".

 

Глава 2. УЧАСТИЕ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В РЕАЛИЗАЦИИ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Статья 7. Формы участия молодых граждан в реализации молодежной политики

 

Молодые граждане участвуют в реализации молодежной политики, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия, в следующих формах:

1) участие в деятельности молодежных совещательно-консультативных органов;

2) организация, проведение и участие во всероссийских и в международных молодежных форумах, форумах молодежи города Москвы, иных форумах, а также в других мероприятиях в области молодежной политики;

3) проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;

4) подготовка и реализация молодежных инициатив;

5) создание молодежных общественных объединений;

6) иные формы, не противоречащие федеральному законодательству.

 

Статья 8. Молодежные совещательно-консультативные органы

 

1. В целях привлечения молодых граждан к участию в реализации молодежной политики при органах государственной власти города Москвы, органах местного самоуправления могут создаваться молодежные совещательно-консультативные органы.

2. Молодежные совещательно-консультативные органы:

1) подготавливают предложения по приоритетным направлениям развития города Москвы, отдельных территориальных единиц города Москвы в сферах деятельности соответствующих органов государственной власти города Москвы, по приоритетным направлениям развития поселений и городских округов;

2) принимают участие в определении направлений деятельности органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления по реализации молодежной политики и формируют позицию по данным направлениям;

3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные правовыми актами города Москвы.

3. Порядок образования и деятельности молодежных совещательно-консультативных органов определяется органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления, при которых они создаются.

 

Статья 9. Молодежные инициативы

 

1. Молодежные инициативы направляются в уполномоченный орган, рассматриваются и реализуются им в порядке, определенном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. В целях, связанных с рассмотрением и реализацией молодежных инициатив, уполномоченный орган в рамках межведомственного взаимодействия вправе обратиться в иные органы государственной власти города Москвы, к полномочиям которых относится решение вопросов в соответствующей сфере деятельности.

3. Реализация молодежных инициатив осуществляется с участием их инициаторов.

4. Органы государственной власти города Москвы привлекают молодых граждан, молодежные общественные объединения для проведения консультаций и координации деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики.

 

Статья 10. Молодежные общественные объединения

 

1. Молодежные общественные объединения (в том числе студенческие отряды, органы студенческого самоуправления, трудовые объединения молодежи) создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Органы государственной власти города Москвы оказывают поддержку в создании и деятельности молодежных общественных объединений в формах, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, привлекают молодежные общественные объединения к реализации молодежной политики, рассматривают и реализуют молодежные инициативы, внесенные молодежными общественными объединениями.

 

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН,

МОЛОДЫХ СЕМЕЙ, МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

Статья 11. Поддержка молодых граждан в сфере науки и образования

 

1. В целях поддержки молодых граждан в сфере науки и образования органы исполнительной власти города Москвы:

1) разрабатывают и реализуют программы популяризации современных научных знаний в молодежной среде, программы по выявлению, развитию и поддержке потенциала молодых граждан в сфере науки, технического и прикладного творчества;

2) создают и развивают государственные образовательные порталы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

3) создают базу данных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Москвы, и размещают ее в сети "Интернет";

4) оказывают поддержку молодым ученым.

2. В бюджете города Москвы в соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы ежегодно предусматриваются средства на:

1) именные стипендии Правительства Москвы студентам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, достигшим значительных результатов в международных, общероссийских, межрегиональных, городских олимпиадах, соревнованиях, смотрах, конкурсах, конференциях, программах;

2) пособия студентам - молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке.

3. Для учащихся и студентов устанавливается льготная стоимость услуг, оказываемых организациями культуры, физкультурно-спортивными организациями, финансируемыми за счет средств бюджета города Москвы, в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Правительством Москвы могут быть предусмотрены иные меры поддержки молодых граждан в сфере науки и образования, в том числе финансовой поддержки в форме грантов и единовременных выплат отдельным категориям молодых граждан.

 

Статья 12. Поддержка молодых граждан в сфере профессиональной ориентации, труда и занятости

 

1. В целях обеспечения профессионального развития, социально-трудовой адаптации и экономической самостоятельности молодых граждан органы исполнительной власти города Москвы осуществляют:

1) разработку и реализацию программ содействия профессиональной ориентации, социально-трудовой адаптации и повышения конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда, в том числе программ развития личных качеств и неспециализированных навыков молодых граждан;

2) организацию трудоустройства, в том числе временного трудоустройства, молодых граждан;

3) поощрение организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости молодых граждан, и стимулирование указанной деятельности;

4) проведение исследований рынка труда и выявление перспективных направлений подготовки кадров для отраслей экономики;

5) развитие межрегионального сотрудничества в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров из числа молодых граждан;

6) развитие системы социального партнерства с участием молодых граждан;

7) информирование молодых граждан о существующих возможностях профессионального развития;

8) предоставление иных мер поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. В целях оказания содействия молодым гражданам в трудоустройстве осуществляется квотирование рабочих мест в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Содействие социально-трудовой адаптации молодых специалистов и предоставление им социальных гарантий осуществляются органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 13. Поддержка молодых граждан в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, организации досуга и отдыха

 

В целях поддержки молодых граждан в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, организации досуга и отдыха органы исполнительной власти города Москвы осуществляют:

1) популяризацию здорового образа жизни среди молодых граждан;

2) информирование молодых граждан об основах сохранения и укрепления здоровья, в том числе профилактики развития хронических неинфекционных заболеваний и социально значимых инфекционных заболеваний;

3) разработку и реализацию программ по организации досуга, отдыха, оздоровления и сохранению психического здоровья молодых граждан, формированию здорового образа жизни;

4) разработку и реализацию программ полового и гендерного воспитания, в том числе по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья;

5) организацию работы центров репродуктивного здоровья (планирования семьи), оказывающих бесплатную медицинскую помощь молодым гражданам и молодым семьям, а также информирование молодых граждан о работе данных центров;

6) реализацию проектов по профилактике наркомании и токсикомании, употребления сжиженных углеводородных газов путем вдыхания, алкоголизма, потребления табака и никотинсодержащей продукции;

7) организацию работы центров (отделений) профилактики алкоголизма, потребления табака и никотинсодержащей продукции, распространения ВИЧ-инфекции среди молодых граждан, в том числе несовершеннолетних, осуществляющих в том числе анонимные бесплатные исследования (на наличие ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний и вирусного гепатита), а также информирование молодых граждан о работе данных центров;

8) содействие развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления молодых граждан;

9) разработку и реализацию программ по привлечению молодых граждан к занятиям физической культурой и спортом;

10) организацию физического воспитания молодых граждан;

11) проведение физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий, спортивных соревнований;

12) информирование о физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятиях, спортивных соревнованиях, проводимых на территории города Москвы, в том числе посредством размещения информации об указанных мероприятиях в сети "Интернет";

13) развитие детско-юношеского спорта (включая школьный спорт) и содействие развитию студенческого спорта, в том числе развитие школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг, содействие развитию студенческих спортивных клубов и студенческих спортивных лиг;

14) разработку и реализацию программ экологического воспитания и участия молодых граждан в мероприятиях по охране окружающей среды;

15) иные меры, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 14. Поддержка молодых граждан в сфере культуры и художественного творчества

 

В целях поддержки молодых граждан в сфере культуры и художественного творчества органы исполнительной власти города Москвы осуществляют:

1) содействие в реализации прав молодых граждан на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

2) содействие развитию сферы досуга, обеспечению разнообразия культурно-досуговой деятельности молодых граждан;

3) разработку и реализацию программ по выявлению, развитию и поддержке потенциала молодых граждан в сфере культуры и художественного творчества;

4) иные меры поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 15. Поддержка молодых граждан в жилищной сфере

 

Поддержка молодых граждан в жилищной сфере осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 16. Вовлечение молодых граждан в предпринимательскую деятельность

 

В целях вовлечения молодых граждан в предпринимательскую деятельность органы исполнительной власти города Москвы осуществляют:

1) содействие развитию инновационной деятельности молодых граждан в сфере предпринимательства;

2) разработку и реализацию программ по вовлечению молодых граждан в предпринимательскую деятельность и содействию в создании собственного бизнеса;

3) организацию подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

4) содействие обучению молодых граждан основам организации и ведения предпринимательской деятельности;

5) содействие социально-трудовой адаптации молодых граждан в предпринимательской среде;

6) предоставление организациям, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, субсидий на покрытие части расходов, связанных с их предпринимательской деятельностью, в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;

7) проведение конкурсов среди студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

8) иные меры поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 17. Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

 

1. В целях поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, органы исполнительной власти города Москвы:

1) организуют работу психологических и юридических консультационных центров, оказывающих соответствующие услуги на безвозмездной основе;

2) организуют выпуск и распространение правовых пособий и других информационных материалов;

3) осуществляют иные меры, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организациями культуры, физкультурно-спортивными организациями, финансируемыми за счет средств бюджета города Москвы, предоставляются на безвозмездной основе или по льготной стоимости билеты (абонементы) на проводимые указанными организациями мероприятия в порядке, определенном нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 18. Поддержка талантливой молодежи

 

В целях поддержки талантливой молодежи органы исполнительной власти города Москвы осуществляют:

1) разработку и реализацию программ, направленных на развитие интеллектуального, творческого и физического потенциала молодых граждан;

2) учреждение премий, назначение стипендий, предоставление грантов для талантливой молодежи;

3) стимулирование создания творческих мастерских, объединений молодежи в сфере науки, культуры и спорта;

4) предоставление молодым гражданам в установленном федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы порядке материальных и иных ресурсов, находящихся в собственности города Москвы, включая выставочные и концертные залы, спортивные сооружения;

5) проведение конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, конференций, смотров, симпозиумов, спортивных соревнований и иных мероприятий в целях выявления талантливой молодежи;

6) иные меры поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 19. Поддержка молодых семей

 

1. В целях поддержки молодых семей в решении социально-экономических и бытовых проблем органы исполнительной власти города Москвы разрабатывают и реализуют государственные программы (подпрограммы государственных программ) города Москвы, предусматривающие в том числе предоставление социальных услуг и социальной помощи молодым семьям, консультирование по проблемам семейной жизни, психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам.

2. Молодой семье, в которой оба супруга имеют место жительства в городе Москве, или единственному родителю, имеющему место жительства в городе Москве, за счет средств бюджета города Москвы выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка в порядке и на условиях, установленных Правительством Москвы. Размер указанного пособия составляет:

1) пять величин прожиточного минимума, установленного в городе Москве в расчете на душу населения, - при рождении первого ребенка;

2) семь величин прожиточного минимума, установленного в городе Москве в расчете на душу населения, - при рождении второго ребенка, если ранее рожденный ребенок, в том числе ребенок одного из родителей, находится на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у единственного родителя);

3) десять величин прожиточного минимума, установленного в городе Москве в расчете на душу населения, - при рождении третьего ребенка и последующих детей, если ранее рожденные дети, в том числе дети одного из родителей, находятся на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у единственного родителя).

3. Молодым семьям, в которых один или оба супруга являются молодыми гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодыми гражданами - инвалидами, молодыми гражданами с ограниченными возможностями здоровья, а также молодым семьям, в которых имеется единственный родитель, усыновитель или опекун, за счет средств бюджета города Москвы компенсируется часть родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Молодой семье меры государственной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, оказываются вне зависимости от оказания иных мер государственной поддержки молодым гражданам - членам указанной молодой семьи.

 

Статья 20. Поддержка молодых граждан при создании молодежных общественных объединений

 

В целях оказания поддержки молодым гражданам при создании молодежных общественных объединений уполномоченный орган осуществляет:

1) оказание консультационной и методической поддержки молодым гражданам по вопросам создания и регистрации молодежных общественных объединений;

2) оказание информационной поддержки молодежным общественным объединениям, в том числе по взаимодействию с органами государственной власти города Москвы по вопросам реализации молодежной политики;

3) оказание иной поддержки, необходимой для создания молодежного общественного объединения, по решению уполномоченного органа.

 

Статья 21. Поддержка молодежных общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики

 

1. Государственная поддержка молодежных общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Финансовая поддержка деятельности молодежных общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, осуществляется в форме предоставления грантов и субсидий в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Органы исполнительной власти города Москвы привлекают молодежные общественные объединения к реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы по основным направлениям молодежной политики и реализации молодежных инициатив.

4. Поддержка добровольческих (волонтерских) молодежных общественных объединений осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

5. Органами государственной власти города Москвы могут быть предусмотрены дополнительные меры поддержки молодежных общественных объединений, добровольческих (волонтерских) молодежных общественных объединений и негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики.

6. В целях содействия деятельности органов студенческого самоуправления и студенческих отрядов органы исполнительной власти города Москвы осуществляют:

1) содействие в проведении всероссийских, межрегиональных и городских слетов, конкурсов и иных мероприятий, проводимых на территории города Москвы;

2) содействие в организации мероприятий по популяризации деятельности органов студенческого самоуправления и студенческих отрядов и по привлечению студентов к деятельности органов студенческого самоуправления и студенческих отрядов;

3) информационную и методическую поддержку деятельности органов студенческого самоуправления и студенческих отрядов;

4) иные меры поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 22. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодых граждан

 

В целях духовно-нравственного и патриотического воспитания молодых граждан органы государственной власти города Москвы в пределах своих полномочий осуществляют:

1) популяризацию в молодежной среде идей гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к истории Отечества (в том числе истории города Москвы), историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации, традиционных семейных ценностей;

2) разработку и реализацию программ, проектов и мероприятий, посвященных дням воинской славы России, памятным датам истории России, праздникам и памятным датам города Москвы и значимым событиям культуры;

3) популяризацию добровольческой (волонтерской) деятельности среди молодых граждан;

4) подготовку молодых граждан к военной службе по призыву;

5) содействие деятельности патриотических клубов, поисковых объединений и историко-краеведческих организаций;

6) содействие просветительской деятельности в молодежной среде;

7) просвещение молодых граждан в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на свободу совести и свободу вероисповедания;

8) популяризацию среди молодых граждан ценностей институтов семьи и материнства;

9) иные меры, ориентированные на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодых граждан.

 

Статья 23. Профилактика и предупреждение негативных явлений в молодежной среде

 

1. В целях воспитания уважения к закону и нормам морали, профилактики правонарушений, безнадзорности и социальной реабилитации молодых граждан органы исполнительной власти города Москвы осуществляют:

1) разработку и реализацию программ, проектов, мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, противодействие социальной, национальной и религиозной нетерпимости, профилактику и предупреждение проявлений экстремизма в молодежной среде, пресечение случаев склонения молодых граждан к суицидальным действиям, профилактику и предупреждение потребления табака и никотинсодержащей продукции, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, одурманивающих веществ, а также на профилактику и предупреждение иных негативных явлений в молодежной среде;

2) содействие в выявлении и пресечении случаев вовлечения молодых граждан в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям;

3) содействие деятельности организаций, оказывающих медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь:

а) молодым гражданам, употребляющим наркотические средства и психотропные вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества, одурманивающие вещества, а также имеющим нехимические формы зависимости;

б) молодым гражданам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы;

в) несовершеннолетним молодым гражданам после прекращения их пребывания в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

г) несовершеннолетним молодым гражданам, совершившим правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;

д) молодым гражданам - бывшим членам экстремистских молодежных объединений, деструктивных религиозных сект;

е) иным молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2. В рамках реализации молодежной политики в целях профилактики и предупреждения негативных явлений в молодежной среде субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики:

1) организуют и проводят мероприятия по предупреждению правонарушений и антисоциального поведения в молодежной среде, по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних молодых граждан;

2) участвуют в оказании медицинской, правовой, реабилитационной, социальной помощи молодым гражданам, испытывающим зависимость от употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, одурманивающих веществ, а также нехимическую зависимость;

3) размещают в средствах массовой информации и сети "Интернет" материалы, информирующие молодых граждан о негативных последствиях употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления табака и никотинсодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, одурманивающих веществ и о последствиях нехимической зависимости.

3. Правительство Москвы организует создание и обеспечение деятельности организаций, занимающихся:

1) профилактикой правонарушений, наркомании и токсикомании среди молодых граждан, безнадзорности среди несовершеннолетних молодых граждан;

2) оказанием помощи молодым гражданам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы;

3) оказанием помощи несовершеннолетним молодым гражданам после прекращения их пребывания в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

4. Деятельность по профилактике и предупреждению негативных явлений среди молодых граждан основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с молодыми гражданами, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к молодым гражданам с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних молодых граждан, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов молодых граждан.

 

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Статья 24. Финансовое обеспечение молодежной политики

 

Финансовое обеспечение молодежной политики осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Москвы, с привлечением внебюджетных средств, иных источников финансирования в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 25. Информационное обеспечение реализации молодежной политики

 

1. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают открытость и доступность информации о реализации молодежной политики, в том числе с использованием средств массовой информации, сети "Интернет", информационных систем города Москвы.

2. Информация о реализации молодежной политики включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся реализации молодежной политики, данные мониторинга реализации молодежной политики и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций органами государственной власти города Москвы и организациями, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики.

3. Органы государственной власти города Москвы информируют молодых граждан, молодежные общественные объединения, иных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, о мерах государственной поддержки, планируемых и реализуемых в городе Москве мероприятиях в сфере реализации молодежной политики.

 

Статья 26. Мониторинг реализации молодежной политики

 

1. Мониторинг реализации молодежной политики осуществляется путем:

1) сбора, обработки, обобщения, анализа и оценки информации о положении молодых граждан, молодых семей и молодежных общественных объединений в городе Москве, об обеспечении межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, о предотвращении формирования экстремистских молодежных объединений и иных проявлений идеологии экстремизма, национализма;

2) проведения научно-аналитических исследований в сфере молодежной политики;

3) организации проведения социологических опросов по проблемам молодых граждан и реализации молодежной политики;

4) применения иных средств и методов в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Результаты мониторинга реализации молодежной политики используются при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы в сфере молодежной политики, совершенствовании правовых основ молодежной политики и мер социальной поддержки в указанной сфере.

 

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 27. О признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) города Москвы

 

Признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи";

2) Закон города Москвы от 14 декабря 2011 года N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи";

3) статью 2 Закона города Москвы от 30 января 2019 года N 4 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы";

4) статью 3 Закона города Москвы от 29 апреля 2019 года N 12 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы";

5) статью 2 Закона города Москвы от 10 июня 2020 года N 11 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы";

6) статью 2 Закона города Москвы от 17 февраля 2021 года N 2 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы";

7) Закон города Москвы от 24 марта 2021 года N 6 "О внесении изменения в статью 23 Закона города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи".

 

Мэр Москвы

С.С. Собянин

Москва, Московская городская Дума

15 декабря 2021 года

N 36

Закон г. Москвы "О молодежной политике в городе Москве" от 15.12.2021 N 36