Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Москвы от 15.04.2009 N 6 "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве"

 

15 апреля 2009 года

N 6

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, его статус и условия деятельности.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Уполномоченный по правам человека в городе Москве

 

1. Должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", Уставом города Москвы в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их признания и соблюдения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, действующими на территории города Москвы, органами государственной власти города Москвы и иными государственными органами города Москвы (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, иными муниципальными органами (далее - органы местного самоуправления), их должностными лицами, государственными гражданскими служащими города Москвы (далее - государственные служащие) и муниципальными служащими внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные служащие), организациями, осуществляющими свою деятельность на территории города Москвы и наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации).

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью города Москвы.

3. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 06.04.2022 N 7.

4. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

5. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

6. Введение режима чрезвычайного или военного положения на территории города Москвы не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

 

Статья 2. Основные задачи Уполномоченного

 

1. Основными задачами Уполномоченного являются:

1) содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

2) подготовка и внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов города Москвы, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, приведению их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) содействие обеспечению условий и гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории города Москвы;

4) осуществление правового просвещения в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

5) участие в межрегиональном и международном сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека и гражданина и содействие его развитию;

6) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. Приоритетным в деятельности Уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов ребенка.

 

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного

 

1. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также неподотчетен им.

2. Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в других субъектах Российской Федерации, некоммерческими организациями и общественными объединениями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

3. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни физических лиц, ставшие ему известными в связи с защитой прав и свобод человека и гражданина, без их письменного согласия.

 

Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 4. Требования к кандидату на должность Уполномоченного

 

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, постоянно проживающее в Российской Федерации, обладающее безупречной репутацией, имеющее высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Иные требования к кандидату на должность Уполномоченного устанавливаются федеральными законами.

 

Статья 5. Назначение на должность Уполномоченного

 

1. Уполномоченный назначается на должность Московской городской Думой.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Московскую городскую Думу Мэром Москвы, депутатами Московской городской Думы, депутатскими объединениями (фракциями) в Московской городской Думе, представительными органами местного самоуправления.

3. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Московскую городскую Думу не ранее чем за 60 дней до дня истечения пятилетнего срока с момента вступления в должность Уполномоченного, но не позднее чем за 30 дней до дня истечения этого срока или в течение 30 дней со дня принятия постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.

4. К предложению о внесении кандидатуры на должность Уполномоченного должны быть приложены следующие документы:

1) письменное заявление кандидата о согласии на внесение его кандидатуры в Московскую городскую Думу для назначения на должность Уполномоченного, в котором указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес постоянного места жительства, номер контактного телефона;

2) копия документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации;

3) анкета, содержащая биографические сведения о кандидате, по форме, установленной для кандидатов на должности государственной гражданской службы города Москвы;

4) автобиография кандидата;

5) копия трудовой книжки кандидата и (или) сведения о его трудовой деятельности, оформленные в установленном трудовым законодательством порядке, или копия документа, подтверждающего прохождение им военной или иной службы;

6) копия документа о высшем образовании кандидата;

7) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей кандидата;

8) обязательство кандидата в случае его назначения прекратить деятельность, несовместимую со статусом Уполномоченного;

9) согласие кандидата на обработку персональных данных.

4.1. По истечении срока, указанного в части 3 настоящей статьи, комиссия Московской городской Думы, уполномоченная в области организации работы Московской городской Думы, проводит с учетом заключений иных комиссий Московской городской Думы проверку выдвинутых кандидатур на должность Уполномоченного и представленных кандидатами документов на соответствие требованиям, установленным настоящим Законом, и направляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации вместе с материалами, указанными в части 4 настоящей статьи, предложение о согласовании кандидатур, которые и документы которых соответствуют требованиям настоящего Закона, не позднее чем за 20 дней до дня истечения пятилетнего срока с момента вступления в должность Уполномоченного или не позднее 40 дней со дня принятия постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.

4.2. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 06.04.2022 N 7.

5. Уполномоченный назначается на должность тайным голосованием, которое проводится не ранее чем по истечении 20 дней со дня направления Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации предложения о согласовании кандидатуры на должность Уполномоченного. Кандидатура на должность Уполномоченного считается согласованной, если в указанный срок получено согласие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на назначение данной кандидатуры или решение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по согласованию данной кандидатуры не поступило в Московскую городскую Думу.

5.1. Кандидат считается назначенным (избранным) на должность Уполномоченного, если за него проголосовало большинство депутатов Московской городской Думы.

6. Назначение на должность Уполномоченного оформляется постановлением Московской городской Думы. Постановление о назначении Уполномоченного подлежит официальному опубликованию.

7. Московская городская Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не ранее дня истечения пятилетнего срока с момента вступления в должность Уполномоченного и не позднее 60 дней со дня истечения этого срока или со дня принятия постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.

8. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения на заседании Московской городской Думы присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы и законодательством города Москвы, справедливостью и голосом совести".

9. Присяга приносится непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

10. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.

11. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

 

Статья 6. Условия осуществления Уполномоченным своей деятельности

 

1. Уполномоченный обязан соблюдать требования, ограничения и запреты и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

2. Уполномоченный со дня вступления в должность обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии или ином общественном объединении, преследующем политические цели, на период осуществления своих полномочий.

3. В течение срока исполнения своих полномочий Уполномоченный должен постоянно проживать на территории города Москвы.

4. Уполномоченный при наличии оснований обязан в письменной форме сообщать Председателю Московской городской Думы о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

 

Статья 7. Прекращение полномочий Уполномоченного

 

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

1.1. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Московской городской Думой после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 4-7 части 2 настоящей статьи.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

3) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

4) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) его выезда за пределы территории города Москвы на постоянное место жительства в течение срока исполнения им своих полномочий;

7) прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

8) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции";

9) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

3. Проект постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного вносится в Московскую городскую Думу комиссией Московской городской Думы, к компетенции которой относится рассмотрение кадровых вопросов.

3.1. В случаях, предусмотренных пунктами 1, 4-7 части 2 настоящей статьи, Московская городская Дума рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного на своем ближайшем заседании.

3.2. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 8, 9 части 2 настоящей статьи, комиссия Московской городской Думы, указанная в части 3 настоящей статьи, одновременно с внесением проекта постановления Московской городской Думы о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного направляет указанный проект постановления Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации вместе с материалами, послужившими основанием для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, для проведения консультаций. В этом случае Московская городская Дума рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по истечении 20 дней со дня направления указанного проекта постановления Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации на своем ближайшем заседании.

3.3. Московская городская Дума принимает постановление о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного большинством голосов от числа избранных депутатов Московской городской Думы тайным голосованием.

4. Истечение срока полномочий Московской городской Думы, ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

 

Глава 3. КОМПЕТЕНЦИЯ И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 8. Полномочия Уполномоченного

 

1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций.

2. В целях выполнения основных задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, Уполномоченный:

1) осуществляет прием граждан, рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций, нарушающие права и свободы человека и гражданина, а также иные обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) проверяет самостоятельно или совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) разъясняет гражданам формы и способы защиты своих прав и свобод;

4) принимает участие лично либо через своего представителя в установленных законом случаях и формах в судебных процессах в целях защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в том числе обращается в суд с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка либо предлагает обратиться в суд с подобным заявлением компетентным органам;

4.1) при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их;

5) вправе принимать в пределах своей компетенции меры по урегулированию споров между гражданами, а также их законными представителями, с одной стороны, органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, действия которых обжалуются, - с другой;

6) направляет в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;

7) информирует правоохранительные органы и их должностных лиц о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

8) вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

9) вправе принимать участие в разработке нормативных правовых актов города Москвы, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина;

10) вправе присутствовать на заседаниях Московской городской Думы, ее комиссий, Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления в случаях рассмотрения ими вопросов в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

11) обладает правом законодательной инициативы в Московской городской Думе по вопросам своего ведения;

12) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления, по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан, общественных и иных некоммерческих организаций и в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам;

13) вносит на рассмотрение Московской городской Думы, Мэра Москвы и Правительства Москвы вопросы о нарушении прав и свобод человека и гражданина, а также представляет заключения и предложения по указанным вопросам;

14) направляет в органы государственной власти, органы местного самоуправления обращения о привлечении к ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина;

15) направляет в установленные федеральным законодательством сроки ежегодный доклад о своей деятельности в Московскую городскую Думу, Мэру Москвы, Председателю Московского городского суда, Прокурору города Москвы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации; представляет ежегодный доклад на заседании Московской городской Думы;

16) публикует ежегодный доклад в официальном издании Московской городской Думы;

17) вправе направлять специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы. На основании соответствующего решения Московской городской Думы специальный доклад может быть представлен на заседании Московской городской Думы;

18) размещает доклады и иные материалы на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

19) вправе издавать печатные сборники, содержащие информацию о правах и свободах человека и гражданина;

20) вносит предложения в органы государственной власти города Москвы по совершенствованию организации предоставления общего и профессионального образования в государственных образовательных организациях города Москвы;

21) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

 

Статья 9. Рассмотрение Уполномоченным жалобы

 

1. Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином, лицом без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти (кроме Московской городской Думы), органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя или уполномоченного представителя в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме. Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет уважительной причину его пропуска.

3. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций, нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе должны прилагаться материалы, подтверждающие ее обоснованность, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке.

4. Получив жалобу, Уполномоченный:

1) принимает жалобу к рассмотрению;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям к жалобе, предусмотренным частями 1 - 3 настоящей статьи.

5. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

6. Уполномоченный не может передавать жалобу или поручать проверку по ней органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, организациям, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

7. О принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении Уполномоченный обязан известить заявителя в срок не более 15 дней со дня регистрации жалобы.

8. В случае принятия жалобы к рассмотрению Уполномоченный информирует орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо или организацию, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов, должностных лиц и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

9. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории города Москвы, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами города Москвы.

10. В случае если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории города Москвы, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

11. В случае если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

12. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) направить органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и сообщить Уполномоченному в письменной форме о принятых мерах;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с федеральным законодательством;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные органы или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.

13. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

14. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным. В случае если лицо, подавшее жалобу Уполномоченному, одновременно обратилось с аналогичной жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, жалоба, поданная Уполномоченному, с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по его запросу.

 

Статья 9.1. Рассмотрение Уполномоченным иных обращений

 

1. Обращение Уполномоченному, содержащее предложение или заявление, может быть подано заявителем лично, через его законного представителя или уполномоченного представителя в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. При рассмотрении обращений, касающихся нарушений прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный руководствуется требованиями федерального законодательства.

3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушений прав и свобод человека и гражданина (далее - обращение), Уполномоченный имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

 

Статья 10. Гарантии деятельности Уполномоченного

 

1. Уполномоченный имеет право:

1) безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций, а также иными лицами в соответствии с федеральным законом;

2) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы, материалы и разъяснения от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина;

3) по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, правоохранительные органы, расположенные на территории города Москвы, и места принудительного содержания;

4) привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, требующих специальных знаний;

5) получать разъяснения от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки жалобы;

6) самостоятельно или совместно с органами, в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод человека и гражданина, проводить проверку деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы человека и гражданина;

7) публиковать подготовленные им рекомендации в периодическом печатном издании, одним из учредителей (соучредителей) которого являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные организации города Москвы либо которое финансируется полностью или частично за счет средств бюджета города Москвы;

8) при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции;

9) в случае грубого, систематического или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина выступать с докладом на заседании Московской городской Думы и (или) заседании Правительства Москвы;

10) осуществлять иные права в соответствии с федеральным законодательством.

2. Уполномоченному предоставляются гарантии, предусмотренные для лиц, замещающих государственные должности города Москвы.

3. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

 

Статья 11. Рассмотрение обращений Уполномоченного

 

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций обязаны по запросам Уполномоченного бесплатно предоставлять сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Рекомендации и иные обращения Уполномоченного направляются в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости рекомендации и иные обращения Уполномоченного направляются им в соответствующие федеральные государственные органы.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, руководители организаций, получившие рекомендации и иные обращения Уполномоченного, обязаны рассмотреть их в двухнедельный срок, если иной срок не установлен федеральным законом, настоящим Законом, и уведомить об этом Уполномоченного в письменной форме. В случае если рекомендации Уполномоченного не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения.

4. Уполномоченный имеет право принимать непосредственное участие в заседании (совещании) органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, на котором осуществляются рассмотрение и обсуждение поставленных им вопросов. О времени и месте проведения такого заседания (совещания) Уполномоченный должен быть извещен не позднее чем за три дня до даты рассмотрения вопроса.

5. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина федеральными государственными органами или организациями, учрежденными федеральными органами государственной власти, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и (или) в федеральные государственные органы, к компетенции которых относится рассмотрение данных вопросов.

6. Уполномоченный безвозмездно обеспечивается документами, принятыми органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Московской городской Думой и Правительством Москвы.

7. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций обязанностей, установленных настоящим Законом, не допускаются и влекут ответственность, установленную законодательством.

8. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством.

 

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 12. Аппарат Уполномоченного

 

1. Для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения его деятельности создается аппарат Уполномоченного (далее - аппарат).

2. Аппарат является государственным органом города Москвы, обладающим правами юридического лица и имеющим лицевые счета в органах казначейства и счета в кредитных организациях в порядке, определенном Правительством Москвы, а также печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба города Москвы.

3. Уполномоченный:

1) является представителем нанимателя в отношении работников аппарата;

2) руководит деятельностью аппарата и утверждает положение о нем;

3) самостоятельно разрабатывает и исполняет бюджетную смету в пределах средств, установленных бюджетом города Москвы;

4) утверждает структуру аппарата, устанавливает в пределах бюджетной сметы его численность и штатное расписание;

5) решает иные вопросы деятельности аппарата.

4. Помещение для размещения Уполномоченного и его аппарата предоставляется Правительством Москвы в бессрочное безвозмездное пользование.

 

Статья 13. Финансирование деятельности Уполномоченного

 

1. Средства на финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата предусматриваются отдельной строкой в бюджете города Москвы.

2. Лица, замещающие в аппарате должности, отнесенные нормативными правовыми актами города Москвы к должностям государственной гражданской службы города Москвы, являются государственными служащими. В аппарате могут быть учреждены должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы города Москвы.

3. Денежное содержание государственных служащих в аппарате устанавливается на уровне денежного содержания государственных служащих в Аппарате Мэра и Правительства Москвы.

4. Оплата труда лиц, замещающих в аппарате должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы города Москвы, производится в размерах, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти города Москвы.

 

Статья 14. Общественные помощники Уполномоченного

 

1. Уполномоченный вправе иметь помощников, работающих на общественных началах.

2. Положение о помощниках, работающих на общественных началах, утверждается Уполномоченным.

3. Помощникам Уполномоченного, работающим на общественных началах, выдается соответствующее удостоверение.

 

Статья 15. Консультативный (экспертный) совет при Уполномоченном

 

1. Для оказания консультативной помощи при Уполномоченном может создаваться консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах и состоящий из специалистов, имеющих необходимые познания в области защиты прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт такой защиты.

2. Положение о консультативном (экспертном) совете и его персональный состав утверждаются Уполномоченным.

 

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 16. Назначение на должность первого Уполномоченного

 

1. Предложения о кандидатах на должность первого Уполномоченного вносятся в Московскую городскую Думу в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона.

2. Московская городская Дума принимает постановление о назначении на должность первого Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока для внесения предложений о кандидатах на эту должность в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.

 

Статья 17. О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы

 

Признать утратившими силу со дня вступления в силу постановления Московской городской Думы о назначении на должность первого Уполномоченного:

1) Закон города Москвы от 3 октября 2001 года N 43 "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве";

2) статью 2 Закона города Москвы от 4 июля 2007 года N 26 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные должности города Москвы и должности государственной гражданской службы города Москвы".

 

Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу

 

Настоящий Закон вступает в силу с 1 августа 2009 года.

 

Статья 19. Передача и осуществление прав и обязанностей по вопросам признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве

 

Возникшие на основании Закона города Москвы "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" права и обязанности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и его аппарата по вопросам признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в городе Москве передаются Уполномоченному по правам человека в городе Москве и его аппарату и осуществляются ими на основании настоящего Закона со дня вступления в силу постановления Московской городской Думы о назначении на должность первого Уполномоченного.

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

15 апреля 2009 года

N 6

Закон Москвы "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве" от 15.04.2009 N 6