Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон г. Москвы от 19.03.2008 N 14 "О системе профилактики правонарушений в городе Москве"

 

19 марта 2008 года

N 14

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики правонарушений в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в городе Москве.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

1. Система профилактики правонарушений в городе Москве (далее - система профилактики правонарушений) - часть системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, представляющая собой совокупность органов и учреждений системы профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

2. Правовое просвещение и правовое информирование - деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений или лиц, участвующих в профилактике правонарушений, по доведению до сведения граждан и организаций информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.

3. Социальная реабилитация - совокупность осуществляемых в соответствии с федеральным законодательством мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

4. Социальная адаптация - комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве.

5. Ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых органами и учреждениями системы профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера.

6. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве.

 

Статья 2. Основные принципы профилактики правонарушений в городе Москве

 

Основными принципами профилактики правонарушений в городе Москве являются:

1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений;

2) законность;

3) обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений;

4) открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений;

5) компетентность при осуществлении профилактики правонарушений;

6) ответственность органов системы профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.

 

Статья 3. Основные задачи системы профилактики правонарушений

 

Основными задачами системы профилактики правонарушений являются:

1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных деяний;

2) принятие необходимых мер, направленных на предупреждение правонарушений;

3) воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка;

4) предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение обстоятельств, способствующих их совершению;

5) снижение уровня преступности;

6) обеспечение участия граждан в профилактике правонарушений;

7) координация деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

 

Статья 4. Правовая основа профилактики правонарушений в городе Москве

 

Правовую основу профилактики правонарушений в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.

 

Глава 2. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ

ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Статья 5. Органы системы профилактики правонарушений

 

1. К органам системы профилактики правонарушений относятся органы государственной власти города Москвы (далее - органы государственной власти). Общее руководство и координацию деятельности органов системы профилактики правонарушений осуществляет Правительство Москвы.

2. Органы системы профилактики правонарушений в пределах своей компетенции:

1) осуществляют нормативно-правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений;

2) разрабатывают и принимают меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территории города Москвы;

3) обеспечивают взаимодействие органов и учреждений системы профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений в городе Москве;

4) создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений;

5) осуществляют профилактику правонарушений в следующих формах профилактического воздействия:

а) правовое просвещение и правовое информирование;

б) социальная адаптация;

в) ресоциализация;

г) социальная реабилитация;

д) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми;

6) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений.

3. Задачи и функции органов системы профилактики правонарушений определяются нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Правоохранительные органы осуществляют деятельность по профилактике правонарушений в городе Москве в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений на территории города Москвы, а также в целях координации деятельности в указанной сфере образуется и функционирует межведомственный координационный орган при Правительстве Москвы (далее - межведомственный координационный орган). Положение о межведомственном координационном органе и его состав утверждаются Правительством Москвы.

 

Статья 6. Учреждения системы профилактики правонарушений

 

1. В установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке в городе Москве могут создаваться государственные учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике правонарушений в городе Москве (далее - учреждения системы профилактики правонарушений).

2. Учреждения системы профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в сфере профилактики правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 5 настоящего Закона, а также посредством участия в реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы в сфере профилактики правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и проведения мероприятий по их предупреждению, участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях, содействия правоохранительным органам и иным органам системы профилактики правонарушений в соответствии с федеральным законодательством. Общее руководство деятельностью учреждений системы профилактики правонарушений осуществляет Правительство Москвы.

3. Учреждения системы профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и со своими уставами, а также на основе разработанных указанными учреждениями планов и программ и с учетом государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы в сфере профилактики правонарушений.

4. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 01.03.2017 N 7.

 

Статья 7. Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики правонарушений с федеральными органами государственной власти и иными организациями

 

1. Органы и учреждения системы профилактики правонарушений при планировании и осуществлении своей деятельности взаимодействуют с федеральными органами государственной власти и иными организациями в соответствии со своей компетенцией.

2. Органы системы профилактики правонарушений, которые являются органами исполнительной власти города Москвы, могут по соглашению с федеральными органами исполнительной власти передавать им осуществление части своих полномочий по профилактике правонарушений в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", если это не противоречит Уставу города Москвы, настоящему Закону и иным нормативным правовым актам города Москвы.

3. Передача федеральным органам государственной власти и иным организациям информации о профилактике правонарушений в городе Москве осуществляется с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

 

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Статья 8. Основные направления и виды профилактики правонарушений в городе Москве

 

1. Основными направлениями профилактики правонарушений в городе Москве являются:

1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение правонарушений;

3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;

4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;

6) противодействие незаконной миграции;

7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

11) обеспечение экономической безопасности;

12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;

13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;

14) обеспечение пожарной безопасности;

15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

2. Профилактика правонарушений в городе Москве осуществляется в следующих видах:

1) общая профилактика правонарушений - выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан;

2) индивидуальная профилактика правонарушений - оказание воспитательного воздействия на лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в применении к ним мер по социальной адаптации, устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений.

 

Статья 9. Правовое просвещение и правовое информирование граждан

 

1. Правовое просвещение и правовое информирование граждан осуществляется в процессе воспитания и обучения граждан в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и через средства массовой информации.

2. Формами правового просвещения и правового информирования граждан являются правовое обучение, оказание правовой помощи гражданам, пропаганда правомерного поведения.

3. Государственные образовательные организации и научно-исследовательские учреждения города Москвы в пределах своей компетенции оказывают методическую и информационную помощь органам и учреждениям системы профилактики правонарушений при ведении ими работы по правовому просвещению и правовому информированию граждан.

4. Органы государственной власти обеспечивают производство и распространение среди граждан информационных материалов, а также проведение мероприятий, пропагандирующих преимущества правомерного поведения.

5. Производство и распространение печатной продукции, освещающей здоровый образ жизни, социально полезное и правомерное поведение, осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

6. Разъяснительная работа и иные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, социально полезного и правомерного поведения, проводятся в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, регулирующими вопросы профилактики правонарушений.

7. Органы государственной власти поощряют и стимулируют деятельность некоммерческих организаций по правовому просвещению и правовому информированию граждан.

 

Статья 10. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений в городе Москве

 

1. Определение приоритетных направлений профилактики правонарушений в городе Москве и разработка мер по их предупреждению осуществляются на основе системы наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализа и прогнозирования причин и условий, способствующих совершению правонарушений, возможных угроз безопасности граждан и инфраструктуры города Москвы, оценки эффективности принимаемых мер по предупреждению и пресечению правонарушений.

2. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений в городе Москве осуществляется органами системы профилактики правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Для проведения разработок, экспертиз, научных исследований по вопросам профилактики правонарушений при необходимости создаются экспертные комиссии и привлекаются соответствующие специалисты в порядке, определенном Правительством Москвы.

 

Статья 11. Криминологическая экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, проектной документации по градостроительной деятельности

 

1. В целях профилактики правонарушений проводится криминологическая экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, проектной документации по градостроительной деятельности, которые могут оказать существенное влияние на криминогенную обстановку.

2. Криминологическая экспертиза проводится в порядке, утвержденном Правительством Москвы.

 

Статья 12. Проектирование застройки города Москвы с учетом внедрения элементов обеспечения безопасности населения и объектов инфраструктуры города Москвы

 

При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов инфраструктуры города Москвы, выдаче разрешительной документации на строительство, приемке объектов в эксплуатацию должны учитываться элементы обеспечения безопасности, создания благоприятной и максимально безопасной для населения среды жизнедеятельности, применения современных эффективных средств наблюдения, охраны и оповещения о правонарушениях и чрезвычайных ситуациях, интегрированных в единую систему обеспечения безопасности города Москвы.

 

Статья 13. Участие некоммерческих организаций в профилактике правонарушений

 

1. Некоммерческие организации могут принимать участие в реализации мер по профилактике правонарушений в пределах и формах, определяемых законодательством Российской Федерации, а также на основе договоров или соглашений о взаимном сотрудничестве с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений.

2. Органы государственной власти поддерживают деятельность некоммерческих организаций, имеющих своей уставной целью участие в профилактике правонарушений, в соответствии с Законом города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями".

 

Статья 14. Участие граждан в профилактике правонарушений

 

Участие граждан в профилактике правонарушений осуществляется в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 5 настоящего Закона, а также посредством добровольного индивидуального и (или) коллективного участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях, содействия правоохранительным органам и иным органам системы профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 15. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 01.03.2017 N 7.

 

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДАННОЙ СФЕРЕ

 

Статья 16. Кадровое обеспечение системы профилактики правонарушений

 

1. Подготовка специалистов, занятых в сфере профилактики правонарушений, осуществляется в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы.

2. Органы государственной власти оказывают содействие государственным образовательным организациям, указанным в части 1 настоящей статьи.

 

Статья 17. Финансовое и материальное обеспечение функционирования системы профилактики правонарушений

 

1. Финансовое и материальное обеспечение функционирования системы профилактики правонарушений осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.

2. Дополнительными источниками финансирования системы профилактики правонарушений могут быть средства общественных фондов, средства, получаемые в результате благотворительной деятельности, и иные источники, не запрещенные федеральным законодательством.

3. Органы государственной власти в пределах своей компетенции могут стимулировать юридических и физических лиц, оказывающих финансовую и материальную помощь в деятельности по профилактике правонарушений, путем предоставления льгот по уплате налогов, сборов и иных платежей.

 

Статья 18. Информационное обеспечение системы профилактики правонарушений

 

1. Межведомственный коллегиальный орган обеспечивает органы и учреждения системы профилактики правонарушений информацией, необходимой для их деятельности.

2. Средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти, обеспечивают публикацию аналитических, методических и других материалов о профилактике правонарушений, информируют население о формах и методах защиты от противоправных посягательств, мерах юридической ответственности за совершение правонарушений. Органы системы профилактики правонарушений организуют освещение указанных материалов также в других средствах массовой информации.

 

Статья 19. Контроль за деятельностью по профилактике правонарушений

 

Контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики правонарушений осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

 

Статья 20. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона

 

Несоблюдение должностными лицами органов и учреждений системы профилактики правонарушений требований настоящего Закона влечет административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

 

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

 

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

19 марта 2008 года

N 14

Закон г. Москвы "О системе профилактики правонарушений в городе Москве" от 19.03.2008 N 14