Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Москвы от 12.03.2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве"

 

12 марта 2008 года

N 11

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в городе Москве (далее - охрана труда).

 

Статья 1. Законодательство города Москвы об охране труда

 

Законодательство города Москвы об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

 

Действие настоящего Закона распространяется на:

1) работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы (далее - работодатели);

2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (далее - работники);

3) лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя (при выполнении ими какой-либо работы по поручению работодателя или его представителя либо осуществлении иных правомерных действий, совершаемых в интересах работодателя), к которым относятся:

а) работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;

б) обучающиеся, проходящие производственную практику;

в) лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

д) лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;

е) члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

 

Статья 3. Требования охраны труда

 

1. На территории города Москвы действуют государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и содержащие правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Разработка нормативных правовых актов города Москвы об охране труда осуществляется с учетом мнения соответствующих органов социального партнерства города Москвы.

4. Требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателей, не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы.

 

Статья 4. Основные принципы обеспечения безопасности труда в городе Москве и основные направления государственной политики города Москвы в области охраны труда

 

1. Основными принципами обеспечения безопасности труда в городе Москве являются:

1) предупреждение и профилактика опасностей;

2) минимизация повреждения здоровья работников;

3) приоритет безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

4) социальное партнерство в области охраны труда.

2. Основными направлениями государственной политики города Москвы в области охраны труда являются:

1) принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов, способствующих достижению безопасных условий труда, снижению уровней профессиональных рисков и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) организация и обеспечение государственного управления охраной труда;

2.1) координация деятельности в области охраны труда;

3) принятие и реализация государственных программ города Москвы, включающих мероприятия по охране труда, с участием в этой работе профессиональных союзов и объединений работодателей;

4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

5) содействие заключению коллективных договоров, соглашений, содержащих обязательства сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда;

6) стимулирование деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда, оценке профессиональных рисков;

7) защита прав и законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) утратил силу. - Закон г. Москвы от 28.09.2022 N 23;

9) предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

10) участие в финансировании мероприятий по охране труда;

11) организация проведения государственной экспертизы условий труда;

12) участие в расследовании несчастных случаев на производстве в соответствии с федеральным законодательством;

13) правовое просвещение работодателей, работников и жителей города Москвы в области охраны труда;

14) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы в области охраны труда;

15) содействие в подготовке специалистов по охране труда и повышении их квалификации.

 

Статья 5. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

 

1. В городе Москве должно быть гарантировано и обеспечено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, коллективными договорами и соглашениями.

2. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в реализации права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, коллективным договорам и соглашениям.

 

Статья 6. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

 

Работодатель обязан обеспечить:

1) выполнение требований охраны труда;

2) рассмотрение возможности применения дисциплинарного взыскания к работнику, не соблюдающему требования охраны труда;

3) выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза;

4) разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения профессионального союза или иного уполномоченного работниками органа и в соответствии с требованиями охраны труда;

4.1) проведение специальной оценки условий труда, предусмотренной статьей 16.1 настоящего Закона, в соответствии с нормами федерального законодательства;

5) соответствующую численность службы охраны труда без дальнейшего ее необоснованного сокращения или ликвидации;

6) выполнение иных требований в области охраны труда, установленных в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 7. Государственное управление охраной труда

 

Государственное управление охраной труда на территории города Москвы осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Правительство Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий.

 

Статья 8. Полномочия Правительства Москвы и иных органов исполнительной власти города Москвы в области охраны труда

 

1. Правительство Москвы осуществляет следующие полномочия в области охраны труда:

1) обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда;

2) осуществление государственного управления охраной труда в пределах полномочий города Москвы;

3) принятие нормативных правовых актов города Москвы в области охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

4) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в области охраны труда на принципах социального партнерства и во взаимодействии с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.

3. Иные органы исполнительной власти города Москвы в рамках своей компетенции осуществляют следующие полномочия в области охраны труда:

1) реализация государственной политики в области охраны труда;

1.1) разработка государственных программ города Москвы по улучшению условий и охраны труда или мероприятий по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы города Москвы, обеспечение контроля за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;

2) проведение мониторинга состояния условий и охраны труда, организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей;

3) организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, в том числе проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда;

4) координация проведения обучения работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

5) участие в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

6) утратил силу. - Закон г. Москвы от 28.09.2022 N 23;

7) утратил силу. - Закон г. Москвы от 08.06.2022 N 17;

8) обеспечение работы комиссий по охране труда;

9) взаимодействие с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками, при реализации государственной политики в области охраны труда;

10) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 9. Деятельность органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области охраны труда

 

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве реализуют следующие мероприятия в отношении подведомственных муниципальных предприятий и учреждений:

1) мониторинг условий и охраны труда;

2) участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом.

 

Статьи 10 - 12. Утратили силу. - Закон г. Москвы от 02.10.2013 N 50.

 

Статья 13. Обеспечение охраны труда

 

1. Обеспечение охраны труда осуществляется в соответствии с требованиями охраны труда.

2. В целях организации совместных действий работодателей и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний создаются комитеты (комиссии) по охране труда в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством.

3. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 04.04.2012 N 6.

 

Статья 14. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

 

1. Финансирование городских, отраслевых, территориальных мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется работодателями в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, финансируемых из бюджета города Москвы, осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание, и иных источников, предусмотренных законодательством.

5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размерах, устанавливаемых в Московском трехстороннем соглашении, соглашениях и коллективных договорах, но не ниже предусмотренных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В городе Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

 

Статья 15. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 08.06.2022 N 17.

 

Статья 16. Государственная экспертиза условий труда

 

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления данной экспертизы документы и другие материалы, а также обладают иными правами, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 16.1. Специальная оценка условий труда

 

1. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

 

Статья 17. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда

 

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.

2. Лица, уполномоченные на проведение общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, действуют в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

3. В городе Москве профессиональные союзы в лице их соответствующих органов имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда.

 

Статья 18. Ответственность за нарушение требований охраны труда

 

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу

 

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением пункта 8 статьи 9 настоящего Закона.

2. Пункт 8 статьи 9 настоящего Закона вступает в силу с 1 сентября 2008 года.

3. Признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве";

2) Закон города Москвы от 26 декабря 2001 года N 74 "О внесении изменений в статьи 5, 7, 9, 11, 12, 13, 21 Закона города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве";

3) Закон города Москвы от 11 февраля 2004 года N 6 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве";

4) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 80 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве".

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

12 марта 2008 года

N 11

Закон Москвы "Об охране труда в городе Москве" от 12.03.2008 N 11