Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон г. Москвы от 14.12.2001 N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы"

 

14 декабря 2001 года

N 70

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

О ЗАКОНАХ ГОРОДА МОСКВЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯХ

МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

 

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и Уставом города Москвы регулирует отношения, связанные с принятием законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы. Особенности разработки, внесения, рассмотрения и принятия отдельных законов города Москвы могут быть установлены иными законами города Москвы.

 

Статья 1. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы

 

1. Законы города Москвы - нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой и подписываемые Мэром Москвы или принимаемые жителями города Москвы на референдуме города Москвы.

2. Постановления Московской городской Думы - правовые акты города Москвы организационно-распорядительного характера, принимаемые Московской городской Думой по вопросам ее компетенции и подписываемые Председателем Московской городской Думы.

3. Основным Законом города Москвы является Устав города Москвы, имеющий высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам города Москвы, правовым актам органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) и их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу города Москвы действует Устав города Москвы.

4. В случае противоречия закону города Москвы иных правовых актов города Москвы действует закон города Москвы.

5. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы.

6. Законы города Москвы, постановления Московской городской Думы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. В случае противоречия закона города Москвы, постановления Московской городской Думы федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, действует федеральный закон.

7. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, город Москва вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы города Москвы, постановления Московской городской Думы приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

 

Статья 2. Предмет регулирования законов города Москвы

 

Законом города Москвы:

а) утверждаются бюджет города Москвы на очередной финансовый год и плановый период (далее - бюджет города Москвы) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на очередной финансовый год и плановый период (далее - бюджет территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы), а также отчет об исполнении бюджета города Москвы и отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, представленные Мэром Москвы;

б) устанавливаются административно-территориальное устройство города Москвы и порядок его изменения;

в) утверждаются Генеральный план города Москвы, нормы и правила градостроительного проектирования в городе Москве, представленные Мэром Москвы;

г) устанавливается порядок проведения выборов в Московскую городскую Думу;

д) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории города Москвы, а также в пределах полномочий Московской городской Думы определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

е) в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов, сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью города Москвы;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров города Москвы;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума города Москвы;

к) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы к ведению и полномочиям города Москвы.

 

Статья 3. Предмет регулирования постановлений Московской городской Думы

 

Постановлением Московской городской Думы:

а) принимается Регламент Московской городской Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица, а также оформляется согласие на их назначение в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы;

в) назначаются выборы в Московскую городскую Думу;

г) назначается референдум города Москвы;

д) оформляется решение о недоверии (доверии) Мэру Москвы, а также решение о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов города Москвы, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и Уставом города Москвы;

е) утверждается соглашение об изменении границ города Москвы;

ж) одобряется или отклоняется проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы;

з) оформляются решения о принятии, об отклонении проекта закона города Москвы, о прекращении рассмотрения проекта закона города Москвы, о принятии закона города Москвы, а также решения по результатам повторного рассмотрения Московской городской Думой отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы;

и) оформляются решения по вопросам организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности Московской городской Думы и ее аппарата;

к) оформляются иные решения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также иные вопросы, отнесенные Уставом города Москвы и законами города Москвы к ведению Московской городской Думы.

 

Статья 4. Право законодательной инициативы

 

1. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит:

а) депутатам Московской городской Думы, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Правительству Москвы, Прокурору города Москвы, сенатору Российской Федерации - представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уполномоченному по правам человека в городе Москве, Московской городской избирательной комиссии по вопросам их ведения, а в случаях, предусмотренных законами города Москвы, - Совету муниципальных образований города Москвы. Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;

б) гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Гражданская законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы.

2. Проекты законов города Москвы по вопросам формирования, исполнения и изменения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы принимаются к рассмотрению на заседании Московской городской Думы по представлению Мэра Москвы.

3. Проекты законов города Москвы по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы, об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, изменении финансовых обязательств города Москвы, другие проекты законов города Москвы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения. Проекты постановлений Московской городской Думы, предусматривающие внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы по вопросам изменения бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, а также изменения финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы или при наличии его заключения. Заключения, предусмотренные настоящей частью, представляются в Московскую городскую Думу в тридцатидневный срок со дня получения Мэром Москвы соответственно проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.

4. По решению Московской городской Думы, принятому в соответствии с Регламентом Московской городской Думы, проекты законов города Москвы, проекты постановлений Московской городской Думы могут быть рассмотрены в первоочередном порядке.

5. По предложению Мэра Москвы в первоочередном порядке рассматриваются внесенные им проекты законов города Москвы, проекты постановлений Московской городской Думы.

6. Мэр Москвы вправе поручить осуществление части своих полномочий по участию в рассмотрении Московской городской Думой проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы своему полномочному представителю в Московской городской Думе, полномочия которого устанавливаются Мэром Москвы.

7. Субъекты права законодательной инициативы в Московской городской Думе, указанные в пункте "а" части 1 настоящей статьи, вправе вносить в Московскую городскую Думу проект постановления о законодательной инициативе Московской городской Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. К проекту указанного постановления прилагаются проект федерального закона либо поправки к проекту федерального закона, оформленные в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В случае нарушения субъектом права законодательной инициативы порядка внесения в Московскую городскую Думу проекта постановления о законодательной инициативе Московской городской Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации данный проект постановления не рассматривается.

 

Статья 5. Исключена. - Закон г. Москвы от 11.12.2002 N 65.

 

Статья 6. Основные этапы законодательной работы

 

Основными этапами законодательной работы являются:

а) планирование законодательной работы;

б) разработка и оформление проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;

в) официальное внесение в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;

г) предварительное обсуждение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;

д) рассмотрение и принятие на заседаниях Московской городской Думы проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы;

е) принятие закона города Москвы, принятие, подписание и рассылка постановления Московской городской Думы;

ж) подписание и обнародование (либо отклонение) Мэром Москвы закона города Москвы;

з) повторное рассмотрение Московской городской Думой отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы;

и) опубликование и вступление в силу закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.

 

Статья 7. Планирование законодательной работы

 

1. План законодательной работы Московской городской Думы может составляться на квартал или иной срок, установленный Регламентом Московской городской Думы. План законодательной работы Московской городской Думы разрабатывается на основе предложений субъектов права законодательной инициативы и утверждается постановлением Московской городской Думы.

2. Расходы на разработку проектов законов города Москвы и проектов постановлений Московской городской Думы Мэром Москвы и Московской городской Думой предусматриваются в бюджете города Москвы.

3. Планирование законодательной работы не исключает возможности подготовки и внесения в Московскую городскую Думу проектов законов города Москвы и проектов постановлений Московской городской Думы вне плана.

4. При исчислении сроков, установленных настоящим Законом, время летнего и зимнего перерывов в работе Московской городской Думы не учитывается.

 

Статья 8. Оформление проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы

 

1. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем Законе.

2. Текст проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы подписывается внесшим его субъектом права законодательной инициативы. Текст проекта, внесенного комиссией Московской городской Думы, фракцией в Московской городской Думе, подписывает депутат Московской городской Думы, который в соответствии с Регламентом Московской городской Думы уполномочен представлять данный проект при его рассмотрении в Московской городской Думе. Текст проекта, внесенного Мэром Москвы, может быть подписан назначенным им редактором проекта. Проект, внесенный представительным органом местного самоуправления, подписывается председателем этого органа. Проект, внесенный в порядке гражданской законодательной инициативы, подписывается председателем инициативной группы. Проект, внесенный Московской городской избирательной комиссией, подписывается Председателем Московской городской избирательной комиссии или его заместителем. Проект, внесенный Советом муниципальных образований города Москвы, подписывается Председателем Совета муниципальных образований города Москвы.

3. На проекте закона города Москвы, проекте постановления Московской городской Думы указываются:

а) название проекта закона города Москвы - в центре вверху первой страницы текста, название проекта постановления Московской городской Думы - слева вверху первой страницы текста;

б) субъект права законодательной инициативы - справа вверху под словом "Проект";

в) фамилия, инициалы и занимаемая должность редактора проекта - под текстом проекта;

г) ознакомительные визы полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе и начальника Государственно-правового управления Аппарата Московской городской Думы - под текстом проекта.

4. При официальном внесении проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы к нему прилагаются:

а) пояснительная записка с социально-экономическим и правовым обоснованием необходимости принятия закона города Москвы, постановления Московской городской Думы, прогнозом последствий его принятия;

б) перечень законов города Москвы, указов Мэра Москвы, постановлений Правительства Москвы, постановлений Московской городской Думы, которые необходимо принять, изменить или признать утратившими силу в связи с принятием закона города Москвы или постановления Московской городской Думы;

в) финансово-экономическое обоснование проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы, содержащее сведения об источниках и объемах финансового обеспечения его реализации.

4.1. Требования пунктов "б" и "в" части 4 настоящей статьи не распространяются на проекты постановлений Московской городской Думы, реализация которых не потребует принятия, изменения или признания утратившими силу правовых актов, указанных в пункте "б" части 4 настоящей статьи, и финансового обеспечения.

5. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 01.06.2011 N 23.

6. В случае если проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы не соответствуют требованиям настоящей статьи, соответствующий проект возвращается субъекту (субъектам) права законодательной инициативы в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы, для выполнения указанных требований.

 

Статья 9. Официальное внесение в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы

 

1. Официальным внесением в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы считается внесение проекта, оформленного в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Закона, с сопроводительным письмом на имя Председателя Московской городской Думы. Датой официального внесения проекта считается дата его регистрации в Московской городской Думе.

2. Председатель Московской городской Думы в течение двух дней со дня официального внесения проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы направляет его депутатам Московской городской Думы, Мэру Москвы и Прокурору города Москвы.

3. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 01.06.2011 N 23.

3.1. Очередные заседания Московской городской Думы проводятся не реже одного раза в месяц, за исключением летнего и зимнего перерывов в ее работе, в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.

4. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы рассматриваются не ранее чем через две недели со дня их официального внесения в Московскую городскую Думу. Проект закона города Москвы и проект постановления Московской городской Думы, внесенные Мэром Москвы для рассмотрения в первоочередном порядке, принимаются к рассмотрению в трехдневный срок. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы, по которому принято решение Московской городской Думы о рассмотрении в первоочередном порядке, принимается к рассмотрению в недельный срок, если иной срок не установлен решением Московской городской Думы. Сроки ознакомления депутатов с проектом закона города Москвы, проектом постановления Московской городской Думы устанавливаются Московской городской Думой.

5. Проект закона города Москвы о бюджете города Москвы вносится в Московскую городскую Думу в сроки, установленные бюджетным законодательством. Проект закона города Москвы о бюджете города Москвы и проект закона города Москвы об исполнении бюджета города Москвы не могут быть рассмотрены Московской городской Думой ранее чем через две недели после даты их официального внесения в Московскую городскую Думу, за исключением случаев, установленных статьей 32 Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".

6. Сроки принятия к рассмотрению проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы, установленные настоящей статьей, могут быть сокращены в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

 

Статья 9.1. Предварительное обсуждение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы

 

1. По предложению Председателя Московской городской Думы, председателей комиссий Московской городской Думы, других депутатов Московской городской Думы проводится предварительное обсуждение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы одной или несколькими комиссиями Московской городской Думы, рабочими группами.

2. По результатам предварительного обсуждения проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы в случаях, установленных Регламентом Московской городской Думы, дается заключение комиссии Московской городской Думы, рабочей группы (даются заключения комиссий Московской городской Думы, рабочих групп) на соответствующий проект перед его рассмотрением в первом чтении на заседании Московской городской Думы.

 

Статья 10. Представление проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы при рассмотрении в Московской городской Думе

 

1. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы при рассмотрении в Московской городской Думе представляет редактор проекта - внесший проект субъект права законодательной инициативы или иное лицо, определенное в соответствии с требованиями настоящей статьи.

2. Проект, внесенный комиссией Московской городской Думы, фракцией в Московской городской Думе, представляет депутат Московской городской Думы, определенный в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.

3. Проект, внесенный депутатом Московской городской Думы, в исключительных случаях может представляться другим депутатом Московской городской Думы, определенным в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.

4. Мэр Москвы, Председатель Московского городского суда, Председатель Арбитражного суда города Москвы и Прокурор города Москвы вправе поручить представление внесенного им проекта в Московской городской Думе другому лицу.

5. Утратила силу с 1 января 2023 года. - Закон г. Москвы от 04.05.2022 N 9.

6. Проект, внесенный представительным органом местного самоуправления, представляет председатель данного органа.

7. Проект, внесенный гражданами в порядке гражданской законодательной инициативы, представляется редактором проекта, уполномоченным инициативной группой в соответствии с законом города Москвы.

8. Проект, внесенный Московской городской избирательной комиссией, представляет Председатель Московской городской избирательной комиссии или его заместитель.

9. Проект, внесенный Советом муниципальных образований города Москвы, представляет Председатель Совета муниципальных образований города Москвы или иной представитель Совета муниципальных образований города Москвы.

10. Проект, рассматриваемый в порядке, предусмотренном статьей 15.1 настоящего Закона, представляет депутат Московской городской Думы, определенный в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.

 

Статья 11. Внесение изменений в проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы до рассмотрения на заседании Московской городской Думы

 

Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы, либо по его поручению редактор проекта вправе по результатам предварительного обсуждения внести изменения в соответствующий проект до его рассмотрения на заседании Московской городской Думы (в проекты, рассматриваемые в порядке, предусмотренном статьей 15.1 настоящего Закона, - не позднее чем за одну неделю до их рассмотрения на заседании Московской городской Думы). В этом случае проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы рассматривается на заседании Московской городской Думы, как правило, не ранее чем через одну неделю после внесения изменений в соответствующий проект. О факте внесения изменений в проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы субъект права законодательной инициативы, внесший его, должен уведомить Председателя Московской городской Думы не позднее чем за два дня до первоначально намеченной даты рассмотрения соответствующего проекта с целью информирования депутатов Московской городской Думы о внесенных в него изменениях и определения новой даты его рассмотрения.

 

Статья 12. Порядок отзыва проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы до принятия в первом чтении, порядок прекращения рассмотрения проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы

 

1. До принятия Московской городской Думой проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы в первом чтении (в том числе в ходе прений), а в случаях, установленных Законом города Москвы "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве", до принятия проекта закона города Москвы в третьем чтении внесший проект субъект права законодательной инициативы или по его поручению редактор проекта имеет право официально отозвать проект письменным заявлением или устным заявлением на заседании Московской городской Думы. В этом случае рассмотрение проекта прекращается.

2. Рассмотрение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы, принятого в первом или во втором чтении, может быть прекращено на основании письменного обращения о прекращении рассмотрения проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы внесшего его субъекта права законодательной инициативы (лица, уполномоченного представлять соответствующий проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы в соответствии со статьей 10 настоящего Закона) или полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе (в случае прекращения рассмотрения проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы, внесенного Мэром Москвы) либо на основании письменного согласия субъекта права законодательной инициативы о прекращении рассмотрения проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы. Решение о прекращении рассмотрения проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы оформляется постановлением Московской городской Думы.

 

Статья 13. Рассмотрение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы на заседаниях Московской городской Думы

 

1. Рассмотрение проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы на заседаниях Московской городской Думы проводится в порядке, предусмотренном Регламентом Московской городской Думы.

2. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы рассматриваются Московской городской Думой не менее чем в двух чтениях, за исключением проектов постановлений Московской городской Думы, для которых Регламентом Московской городской Думы предусмотрен иной порядок рассмотрения.

3. Первое чтение заключается в представлении проекта, проведении прений и завершается голосованием о принятии проекта в первом чтении. До голосования о принятии проекта в первом чтении редактор проекта вправе внести в него изменения и сообщить о них на заседании Московской городской Думы.

4. Второе чтение проекта проводится после его принятия в первом чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы либо голосованием о принятии проекта во втором чтении.

5. Третье чтение проекта проводится после его принятия во втором чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.

6. Первое, второе и третье чтения проекта могут проводиться на одном или нескольких заседаниях Московской городской Думы.

7. Исключена. - Закон г. Москвы от 11.06.2003 N 34.

 

Статья 14. Принятие проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы

 

1. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 01.06.2011 N 23.

2. Проект закона города Москвы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Проект постановления Московской городской Думы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Принятие проекта означает, что Московская городская Дума продолжит работу над проектом с учетом предложений, вносимых в форме поправок в соответствии со статьей 16 настоящего Закона.

5. При отсутствии заявлений о возможном внесении поправок к принятому проекту Московская городская Дума вправе на том же заседании перейти к рассмотрению проекта в следующем чтении, в рамках которого проводится голосование о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.

6. Если предложение о принятии проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы в первом чтении не набрало необходимого количества голосов, проект считается отклоненным. Проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы, имеющий идентичные предмет правового регулирования и способы регулирования общественных отношений и распространяющийся на один и тот же круг лиц, что и отклоненный проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы, не может быть рассмотрен Московской городской Думой ранее чем через один год со дня отклонения соответствующего проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.

 

Статья 15. Рассмотрение альтернативных проектов законов города Москвы, альтернативных проектов постановлений Московской городской Думы

 

1. Рассмотрение альтернативных проектов законов города Москвы, альтернативных проектов постановлений Московской городской Думы осуществляется при их первом чтении в рамках проведения прений по соответствующему вопросу повестки дня заседания Московской городской Думы и завершается голосованием о принятии одного из проектов в первом чтении. К альтернативным относятся проекты, регулирующие одни и те же отношения концептуально различными способами.

2. При голосовании о принятии в первом чтении одного из альтернативных проектов депутат вправе голосовать за один или несколько проектов или не подавать свой голос ни за один из них (воздержаться от голосования). Если ни за один из проектов не подано достаточного числа голосов (большинства голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы), то проводится второй тур голосования по двум проектам, набравшим большее число голосов, чем другие проекты. Если и в этом случае ни за один из проектов не подано достаточного числа голосов, то проводится третий тур голосования по тому проекту, за который подано большее число голосов во втором туре.

3 - 4. Утратили силу. - Закон г. Москвы от 01.06.2011 N 23.

 

Статья 15.1. Рассмотрение идентичных проектов законов города Москвы, идентичных проектов постановлений Московской городской Думы

 

1. Рассмотрение идентичных проектов законов города Москвы, идентичных проектов постановлений Московской городской Думы осуществляется в рамках одного вопроса повестки дня заседания Московской городской Думы в порядке, определенном настоящим Законом и Регламентом Московской городской Думы. К идентичным относятся проекты, внесенные различными субъектами права законодательной инициативы, тождественные по тексту или регулирующие одни и те же отношения сходными способами.

2. Идентичные проекты законов города Москвы, идентичные проекты постановлений Московской городской Думы, тождественные по тексту, рассматриваются в рамках одного вопроса повестки дня заседания Московской городской Думы как один проект документа.

3. Рассмотрение идентичных проектов законов города Москвы, идентичных проектов постановлений Московской городской Думы, регулирующих одни и те же отношения сходными способами, осуществляется при их первом чтении в рамках проведения прений по соответствующему вопросу повестки дня заседания Московской городской Думы и завершается голосованием о принятии одного из проектов в первом чтении. При голосовании о принятии в первом чтении одного из идентичных проектов депутат вправе голосовать за один или несколько проектов или не подавать свой голос ни за один из них (воздержаться от голосования). Если ни за один из проектов не подано достаточного числа голосов (большинства голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы), проекты считаются отклоненными.

 

Статья 16. Внесение и рассмотрение поправок к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы

 

1. После принятия проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы отводится пять дней для внесения поправок депутатами Московской городской Думы, комиссиями Московской городской Думы, фракциями в Московской городской Думе, Мэром Москвы, Правительством Москвы, Прокурором города Москвы, сенатором Российской Федерации - представителем от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, если Московской городской Думой не установлен иной срок подачи поправок.

2. Поправки к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы направляются редактору проекта. Поправки могут содержать предложения об изменении одной или нескольких глав, статей, частей, пунктов, подпунктов проекта закона города Москвы, пунктов, подпунктов проекта постановления Московской городской Думы, в том числе об исключении из текста проекта глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, отдельных предложений или слов, а также предложения о дополнении текста проекта одной или несколькими новыми главами, статьями, частями, пунктами, подпунктами, отдельными предложениями или словами. Каждая поправка должна содержать обоснование необходимости ее принятия.

3. Обязанность по представлению поправок к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы на рассмотрение Московской городской Думы выполняет редактор проекта.

4. Редактор проекта рассматривает каждую поправку, рекомендует Московской городской Думе принять или отклонить ее, предлагает собственные поправки, в том числе учитывающие содержание поступивших поправок, обеспечивает рассмотрение Московской городской Думой всех поправок, поданных в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы.

5. Рассмотрение поправок на заседании Московской городской Думы начинается с доклада редактора проекта, содержащего аналитический обзор поданных поправок. В порядке, предусмотренном Регламентом Московской городской Думы, может быть заслушан содоклад депутата Московской городской Думы. После ответов на вопросы и заключительного слова докладчика, содокладчика проводится голосование по поправкам.

6. Поправки к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

7. Последовательность рассмотрения поправок определяется редактором проекта. Поправки, одобренные редактором проекта, и поправки редактора проекта по его предложению голосуются одновременно (пакетом), если ни один из авторов поправок не потребует отдельного голосования по конкретной поправке. Поправки, отклоненные редактором проекта, ставятся на голосование, если на этом настаивают авторы поправок.

8. Редактор проекта вправе представить для рассмотрения во втором чтении на заседании Московской городской Думы вместе с поправками также и текст проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы, доработанный с учетом поправок, одобренных редактором проекта, и поправок редактора проекта. В этом случае на заседании Московской городской Думы обсуждается указанный проект и проводится голосование о его принятии во втором чтении.

9. Если проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы, доработанный с учетом поправок, одобренных редактором проекта, и поправок редактора проекта, не принят во втором чтении, то на текущем заседании Московской городской Думы или на последующих заседаниях проводятся голосования по поправкам к проекту.

10. Если проект закона города Москвы, проект постановления Московской городской Думы, доработанный с учетом поправок, одобренных редактором проекта, и поправок редактора проекта, принят во втором чтении, проводится третье чтение проекта. Поправки к проекту, принятому во втором чтении, вносятся и рассматриваются в порядке, установленном частями 1-7 настоящей статьи.

11. Утратила силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

12. По решению большинства от установленного числа депутатов Московской городской Думы и с согласия редактора проекта сразу после принятия проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы могут голосоваться устные поправки к проекту.

 

Статья 17. Внесение поправок перед принятием закона города Москвы, постановления Московской городской Думы

 

1. После завершения рассмотрения всех поправок по предложению редактора проекта голосование о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы может быть отложено Московской городской Думой на срок не более двух недель. Редактор проекта обязан подготовить и не позднее чем за три дня до заседания Московской городской Думы, на которое перенесено голосование о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы, представить Московской городской Думе проект, доработанный с учетом всех принятых поправок, вместе со своим заключением об отсутствии в нем внутренних противоречий либо поправки к проекту, устраняющие противоречия.

2. Перед голосованием о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы проект вместе со всеми принятыми поправками направляется Мэру Москвы, в случае если Мэр Москвы или полномочный представитель Мэра Москвы в Московской городской Думе заявит о такой необходимости. Мэр Москвы в двухнедельный срок со дня получения проекта вправе направить в Московскую городскую Думу свои поправки, которые должны быть обсуждены и проголосованы перед голосованием о принятии закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.

3. Если по истечении двухнедельного срока Мэр Москвы не направил в Московскую городскую Думу поправки к проекту закона города Москвы, проекту постановления Московской городской Думы, то проект выносится на голосование в том виде, в каком он был направлен Мэру Москвы (с учетом принятых ранее поправок).

4. Поправки редактора проекта и поправки Мэра Москвы, поданные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 16 настоящего Закона.

 

Статья 18. Принятие закона города Москвы, принятие и подписание постановления Московской городской Думы

 

1. Московская городская Дума правомочна принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, если на заседании Московской городской Думы присутствуют (зарегистрированы) не менее половины от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

2. Закон города Москвы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

2.1. Закон города Москвы о внесении поправок в Устав города Москвы принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

3. Постановление Московской городской Думы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Закон города Москвы, принятый Московской городской Думой, в четырнадцатидневный срок направляется для подписания и обнародования Мэру Москвы.

5. Постановление Московской городской Думы в четырнадцатидневный срок после его принятия подписывается Председателем Московской городской Думы.

 

Статья 18.1. Подписание и обнародование Мэром Москвы закона города Москвы. Отклонение Мэром Москвы закона города Москвы

 

1. Принятый Московской городской Думой закон города Москвы подписывается и обнародуется Мэром Москвы в четырнадцатидневный срок со дня его получения, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Мэр Москвы в течение указанного срока вправе отклонить закон города Москвы (наложить на него вето) и направить закон города Москвы на повторное рассмотрение Московской городской Думы вместе со своими поправками или с заключением о нецелесообразности принятия данного закона города Москвы (мотивированным обоснованием его отклонения).

2. Если Мэр Москвы в установленный частью 1 настоящей статьи срок не подписал закон города Москвы и не отклонил его, то закон города Москвы подлежит опубликованию и вступает в силу в те же сроки и в том же порядке, как и закон города Москвы, подписанный Мэром Москвы, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

 

Статья 19. Порядок повторного рассмотрения отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы

 

1. Московская городская Дума приступает к повторному рассмотрению отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы в течение 14 дней со дня его получения.

2. Отклоненный Мэром Москвы закон города Москвы может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

3. При повторном рассмотрении отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы каждая поправка Мэра Москвы может быть отклонена, если за это проголосовали не менее двух третей от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

4. Если отклоненный Мэром Москвы закон города Москвы одобрен в ранее принятой редакции либо отклонены все поправки Мэра Москвы, считается, что вето Мэра Москвы преодолено, после чего закон города Москвы направляется Мэру Москвы и подлежит подписанию им в течение трех дней со дня получения закона города Москвы. В этом случае закон города Москвы не может быть повторно отклонен Мэром Москвы, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

5. Если при повторном рассмотрении отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы отклонена часть поправок Мэра Москвы, то в закон города Москвы вносятся изменения, учитывающие неотклоненные поправки, и закон города Москвы направляется Мэру Москвы как вновь принятый.

6. Если при повторном рассмотрении отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы ни одна из поправок Мэра Москвы не отклонена, то в закон города Москвы вносятся изменения, учитывающие все поправки Мэра Москвы, закон города Москвы направляется Мэру Москвы и подлежит подписанию им в течение трех дней со дня получения закона города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

 

Статья 19.1. Порядок повторного рассмотрения закона города Москвы, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации до его обнародования

 

1. В случае внесения в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона города Москвы до его обнародования Мэром Москвы течение срока его подписания и обнародования Мэром Москвы приостанавливается до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу. Обнародование такого закона города Москвы до вынесения указанного решения Конституционного Суда Российской Федерации исключается. В случае обнародования закона города Москвы до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.

2. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о признании закона города Москвы, указанного в части 1 настоящей статьи, соответствующим Конституции Российской Федерации течение срока его подписания и обнародования Мэром Москвы возобновляется, а закон города Москвы подлежит подписанию и обнародованию или отклонению Мэром Москвы в порядке, установленном статьей 18.1 настоящего Закона.

3. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления о признании закона города Москвы, указанного в части 1 настоящей статьи, не соответствующим Конституции Российской Федерации данный закон города Москвы не может быть обнародован, а Мэр Москвы отзывает свою подпись под данным законом города Москвы. Если закон города Москвы не был подписан Мэром Москвы, то он не может быть им подписан.

4. В случае, указанном в части 3 настоящей статьи, Мэр Москвы в течение 14 дней со дня вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании закона города Москвы, указанного в части 1 настоящей статьи, не соответствующим Конституции Российской Федерации возвращает данный закон города Москвы в Московскую городскую Думу для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации. При этом Мэр Москвы вправе предложить поправки к данному закону города Москвы, направленные на устранение противоречий Конституции Российской Федерации, или представить заключение о нецелесообразности принятия данного закона города Москвы.

5. Московская городская Дума приступает к повторному рассмотрению возвращенного Мэром Москвы закона города Москвы не позднее чем через 30 дней со дня его получения. При этом субъекты права законодательной инициативы, указанные в части 1 статьи 16 настоящего Закона, вправе подать поправки к указанному закону города Москвы, направленные на устранение противоречий Конституции Российской Федерации, не позднее дня, предшествующего дню повторного рассмотрения указанного закона города Москвы.

6. При повторном рассмотрении возвращенного Мэром Москвы закона города Москвы Московская городская Дума вправе либо отклонить указанный закон города Москвы, либо принять указанный закон города Москвы с учетом поправок, направленных на устранение противоречий Конституции Российской Федерации. Поданные поправки, направленные на устранение противоречий Конституции Российской Федерации, рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.

7. В случае отклонения Московской городской Думой возвращенного Мэром Москвы закона города Москвы работа над ним прекращается.

8. В случае принятия возвращенного Мэром Москвы закона города Москвы с учетом поправок, направленных на устранение противоречий Конституции Российской Федерации, данный закон города Москвы направляется Мэру Москвы для подписания и обнародования как вновь принятый.

 

Статья 20. Повторное рассмотрение и обжалование постановления Московской городской Думы

 

1. Мэр Москвы вправе обратиться в Московскую городскую Думу с предложением о внесении изменений в постановление Московской городской Думы или о признании его утратившим силу либо о его отмене, которое рассматривается Московской городской Думой в четырнадцатидневный срок в порядке, предусмотренном Регламентом Московской городской Думы.

2. Мэр Москвы вправе обжаловать постановление Московской городской Думы в судебном порядке.

 

Статья 21. Опубликование и вступление в силу законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы

 

1. Официальным опубликованием закона города Москвы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) или официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Москвы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) полного текста закона города Москвы на официальном сайте Московской городской Думы или официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Официальным опубликованием постановления Московской городской Думы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы" (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте Московской городской Думы в сети "Интернет". Электронная версия официального издания Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы", размещенная на официальном сайте Московской городской Думы в сети "Интернет", является официальным электронным изданием Московской городской Думы.

1.1. Закон города Москвы подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его подписания Мэром Москвы, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

2. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 28.11.2012 N 63.

3. Закон города Москвы вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом не установлен другой порядок его вступления в силу или в самом законе города Москвы не оговорено иное.

4. Постановление Московской городской Думы вступает в силу со дня его официального опубликования, если в самом постановлении Московской городской Думы не оговорено иное.

 

Статья 22. Действие законов города Москвы, постановлений Московской городской Думы

 

1. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы, принятые и вступившие в силу в соответствии с настоящим Законом, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории города Москвы органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

2. Законы города Москвы и постановления Московской городской Думы на территории города Москвы подлежат государственной защите в суде и во всех иных формах, предусмотренных законодательством.

3. Со дня вступления в силу закона города Москвы противоречащие ему положения правовых актов органов исполнительной власти, правовых актов органов местного самоуправления, их должностных лиц не применяются, если иное не предусмотрено законом города Москвы.

4. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны привести в соответствие свои правовые акты в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона города Москвы, если иное не предусмотрено законом города Москвы.

 

Статья 23. Изменение, признание утратившим силу или отмена закона города Москвы, постановления Московской городской Думы

 

1. Изменение, признание утратившим силу или отмена закона города Москвы, постановления Московской городской Думы осуществляются принятием соответствующего правового акта города Москвы в той же форме - закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.

2. Название закона города Москвы, постановления Московской городской Думы о внесении изменений в соответствующий правовой акт должно включать дату его принятия, номер и название.

3. В законе города Москвы может быть предусмотрен особый порядок его изменения, признания утратившим силу или отмены.

4. При признании утратившими силу главы, статьи, части, пункта, подпункта закона города Москвы или пункта, подпункта постановления Московской городской Думы нумерация действующих глав, статей, частей, пунктов, подпунктов (буквенное обозначение пунктов, подпунктов) сохраняется.

5. При дополнении закона города Москвы главой (статьей, частью, пунктом, подпунктом) или постановления Московской городской Думы пунктом, подпунктом главе (статье, части, пункту, подпункту) присваивается двойной номер, состоящий из номера предшествующей главы (статьи, части, пункта, подпункта), точки и следующей за ней единицы, а в случае если пункты (подпункты) имеют буквенное обозначение - из буквы предшествующего пункта (подпункта), точки и следующей за ней единицы. Если предшествующая глава (статья, часть, пункт, подпункт) имеет двойной номер, то номер включаемой в текст главы (статьи, части, пункта, подпункта) образуется путем увеличения на единицу второй цифры номера, а если предшествующий пункт (подпункт) обозначен буквой, точкой и следующей за ней цифрой, то включаемый в текст пункт (подпункт) обозначается той же буквой, а цифра увеличивается на единицу.

 

Статья 24. Структура закона города Москвы, постановления Московской городской Думы и предъявляемые к ним юридико-технические требования

 

Законы города Москвы, постановления Московской городской Думы должны соответствовать юридико-техническим требованиям и требованиям к структуре данных правовых актов города Москвы, установленным Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".

 

Статья 25. Разрешение споров

 

1. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 01.06.2011 N 23.

2. Споры между Московской городской Думой и Мэром Москвы, возникающие по вопросам принятия законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, решаются путем создания Московской городской Думой и Мэром Москвы на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в суд.

3. Утратила силу с 1 января 2023 года. - Закон г. Москвы от 04.05.2022 N 9.

 

Статья 26. Контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы

 

1. Контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы осуществляется органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, правоохранительными органами в пределах их компетенции и в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы осуществляется Московской городской Думой в порядке, установленном законом города Москвы.

 

Статья 27. Исключена. - Закон г. Москвы от 13.12.2006 N 61.

 

Статья 28. Заключительные положения

 

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".

3. До приведения Регламента Московской городской Думы в соответствие с настоящим Законом Московская городская Дума руководствуется Регламентом в части, не противоречащей настоящему Закону.

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

14 декабря 2001 года

N 70

Закон г. Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" от 14.12.2001 N 70