Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве"

 

20 июня 2001 года

N 25

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

 

Настоящий Закон устанавливает принципы деятельности органов исполнительной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.

 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

 

1. Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах личности, семьи, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

2. Образовательные учреждения и организации - государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, созданные в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, осуществляющие образовательную деятельность, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.

3. Государственные образовательные учреждения города Москвы (далее - государственные образовательные учреждения) - образовательные учреждения, созданные городом Москвой и (или) находящиеся в ведении города Москвы.

3.1. Муниципальные образовательные учреждения - образовательные учреждения, созданные внутригородскими муниципальными образованиями - городскими округами Троицк и Щербинка (далее - городские округа).

4. Исключена. - Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 91.

4. Утратила силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

4.1. Органы местного самоуправления городских округов - органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, определенные частью 3 статьи 10 настоящего Закона, и отдельные государственные полномочия, передаваемые в установленном федеральным законодательством порядке.

4.2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, - органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов.

5. Система образования города Москвы (далее - система образования) является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность взаимодействующих:

1) преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

2) сети реализующих их образовательных учреждений и организаций;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

6. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 04.07.2012 N 35.

7. Утратила силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

 

Статья 3. Основные принципы политики города Москвы в области образования

 

1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления городских округов.

2. Наряду с принципами, предусмотренными федеральным законодательством, политика города Москвы в области образования основывается также на принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания человека как активного и ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно распоряжаться своим правом на труд, формирования достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве, России;

2) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; обеспечение единства федерального и московского культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и обеспечение равных возможностей получения образования для всех категорий жителей города Москвы;

3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

5) непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого системой образования уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;

6) обновление и развитие системы образования за счет эффективного использования культурного, научного, производственного потенциала города Москвы, городской инфраструктуры, поддержки экспериментальной и инновационной деятельности в области образования;

7) поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций;

8) свобода, многообразие и вариативность в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

10) предусмотренная федеральным законодательством самостоятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений;

11) поддержка негосударственных образовательных организаций;

12) ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

3. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают содействие лицам, проживающим вне территории Российской Федерации и желающим обучаться на русском языке, в получении ими основного общего образования на русском языке.

4. Деятельность органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления городских округов по развитию экономики образования основывается на следующих принципах:

1) обеспечение многоканальности финансирования образования;

2) льготного налогообложения, направленного на поддержку развития системы образования;

3) утратил силу. - Закон г. Москвы от 18.05.2011 N 18;

4) поддержка предусмотренной федеральным законодательством хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и организаций.

5. Органы исполнительной власти города Москвы совместно с органами местного самоуправления городских округов разрабатывают и реализуют политику города Москвы в области образования на основе межведомственного подхода и при широком участии общественных объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и ученических советов, детских и молодежных организаций.

6. Организационной основой политики города Москвы в области образования является государственная программа города Москвы в сфере образования.

 

Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 4. Государственные гарантии права жителей города Москвы на получение образования

 

1. Жителям города Москвы гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

2. Жителям города Москвы гарантируется общедоступность и бесплатность получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных и муниципальных образовательных стандартов и федеральных государственных и муниципальных требований, если образование данного уровня получается впервые.

3. Органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов в пределах установленных полномочий обеспечивают гражданам право на получение образования путем создания и поддержки системы образования и создания социально-экономических условий для получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях следующих типов:

1) дошкольных;

2) общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) образовательных учреждениях дополнительного образования взрослых;

5) специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6) образовательных учреждениях дополнительного образования детей;

7) утратил силу. - Закон г. Москвы от 05.06.2019 N 24;

8) других образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

3.1. Органы исполнительной власти города Москвы полностью или частично несут расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения образования, порядок и размеры которой устанавливаются законом города Москвы.

4. Органы исполнительной власти города Москвы гарантируют доступность образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, путем установления льгот по оплате содержания детей из семей, отнесенных к категории особо нуждающихся в услугах этих учреждений. Критерии отнесения семей к этой категории утверждаются Правительством Москвы с учетом уровня доходов, состава семей, состояния здоровья детей и родителей (законных представителей) и других факторов.

5. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе путем развития сети государственных образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, а также посредством предоставления им специальных городских стипендий, включая стипендии для обучения в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.

Критерии и порядок предоставления указанных стипендий устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.

6. В городе Москве создаются условия для бесплатного получения дополнительного образования несовершеннолетними гражданами, лицами, повышающими квалификацию и занятыми на должностях, соответствующих профилю повышения квалификации, специалистами и другими работниками для прохождения переподготовки, а также трудоспособными гражданами, не имеющими работы и заработка.

 

Статья 4.1. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 05.06.2019 N 24.

 

Статья 5. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях и организациях

 

1. Обучение и воспитание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в городе Москве ведется на русском языке.

Иной дополнительный язык обучения и воспитания определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения или организации и закрепляется в его (ее) уставе.

2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей), по решению учредителя (учредителей) и в соответствии с уставом образовательного учреждения или организации могут создаваться классы, группы, где обучение по отдельным предметам может вестись на языках народов Российской Федерации или иностранном языке.

3. Органы исполнительной власти города Москвы содействуют проживающим в городе Москве различным этнокультурным общностям в получении основного общего образования на родном языке путем создания государственных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования.

 

Статья 6. Обеспечение права жителей города Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации

 

1. Жителям города Москвы предоставляется право свободного выбора различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от производства), очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.

2. При семейном дошкольном образовании родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях и на диагностику уровня развития и способностей ребенка.

3. Предельный возраст обучающихся для получения общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным (общественно опасным) поведением и других категорий, установленных федеральным законодательством, предельный возраст получения общего образования может быть увеличен.

3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.

4. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования.

В этом случае в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением, которое за счет бюджета города Москвы в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.

Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.

5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и образовательных программ в целом.

6. Родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательного учреждения или организации для получения их детьми образования соответствующего уровня при условии наличия в учреждении или организации свободных мест.

7. При приеме детей в первые классы государственных и муниципальных образовательных учреждений любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам.

 

Статья 7. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

 

1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и Московского регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.

Базисный учебный план утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

2. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивающий единство образовательного пространства и гарантирующий овладение выпускниками образовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования.

Вариативная часть базисного учебного плана обеспечивает реализацию Московского регионального и школьного компонентов.

3. Московский региональный компонент базисного учебного плана разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Школьный компонент базисного учебного плана определяется администрацией образовательного учреждения по согласованию с органом его самоуправления.

4. Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают реализацию федерального, Московского регионального и школьного компонентов базисного учебного плана необходимыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

 

Статья 8. Сохранение здоровья обучающихся, воспитанников

 

1. Обеспечение и сохранение здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций осуществляются на основе государственных программ города Москвы.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения или организации на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Руководитель образовательного учреждения или организации несет персональную ответственность за создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, и обеспечивает:

1) создание условий для обучения и осуществления образовательного процесса, поддерживающих и укрепляющих здоровье обучающихся, воспитанников;

2) организацию образовательного процесса, направленного на обучение навыкам здорового образа жизни на всех ступенях образования;

3) организацию текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников;

4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;

5) обучение и воспитание в области охраны здоровья;

6) повышение квалификации и проведение аттестации работников образовательного учреждения или организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;

7) предотвращение в помещениях образовательного учреждения или организации курения, употребления алкоголя и наркотических веществ обучающимися, воспитанниками, а также другими гражданами.

3. Администрация образовательного учреждения или организации привлекает родителей (законных представителей) к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий, к формированию у обучающихся, воспитанников привычек здорового образа жизни.

4. Каждое образовательное учреждение или организация обеспечиваются штатным или специально закрепленным органами здравоохранения медицинским персоналом.

5. Педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

 

Статья 8.1. Дополнительное образование детей

 

1. В целях развития способностей, склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, обеспечения их занятости и социально значимого досуга, профилактики правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних в городе Москве создаются различные виды государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других.

2. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться также в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; других образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации образовательных программ дополнительного образования детей; негосударственных образовательных организациях (в том числе общественных организациях (объединениях), основной уставной целью которых является реализация дополнительных образовательных программ; иных организациях, имеющих образовательные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы.

3. Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования детей и дополнительных образовательных программ в соответствии со способностями, склонностями и интересами детей;

2) многообразие видов дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;

3) непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;

4) психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

5) творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

6) сохранение физического и психического здоровья детей.

4. Дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.

5. В случае, если число детей, желающих обучаться по соответствующей дополнительной образовательной программе, превышает число мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, иных образовательных учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, преимущественным правом при зачислении пользуются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Статья 9. Коррекционная и оздоровительная деятельность образовательных учреждений и организаций

 

1. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц.

Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают реализацию этого права посредством создания и поддержки коррекционных, реабилитационных, специальных образовательных учреждений различных типов и видов, а также специальных (коррекционных) классов и групп.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

2. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты (Московский региональный компонент).

3. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных и медицинских учреждениях города Москвы.

4. Образовательные учреждения и организации могут реализовывать дополнительные бесплатные и платные образовательные коррекционные программы и осуществлять дополнительные образовательные коррекционные услуги при наличии соответствующей лицензии.

Дополнительные образовательные коррекционные программы и дополнительные образовательные коррекционные услуги направлены на оказание помощи несовершеннолетним гражданам, имеющим трудности в обучении, поведении и социальной адаптации на фоне хронических заболеваний, отклонений в психическом развитии, пограничных психических расстройств.

К дополнительным образовательным коррекционным услугам относятся психологическая, психотерапевтическая, логопедическая и иная помощь, диагностическая работа, психологические и социальные тренинги личностного развития и другие тренинги, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования, а также в приютах, образовательных учреждениях и организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрах социальной помощи семье и детям.

 

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Статья 10. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы в области образования и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области образования

 

1. К полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования относятся:

1) разработка и реализация государственной программы города Москвы в сфере образования;

2) создание, реорганизация, ликвидация московских городских образовательных организаций, создание учебно-методических объединений в системе образования города Москвы;

3) организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в московских городских образовательных организациях;

4) обеспечение государственных гарантий реализации прав жителей города Москвы на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

5) финансовое обеспечение получения жителями города Москвы дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий в порядке, установленном Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";

6) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в московских городских образовательных организациях;

7) организация учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление московских городских образовательных организаций за конкретными территориями районов города Москвы;

8) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

9) осуществление полномочий Российской Федерации в области образования, в соответствии с федеральным законодательством переданных для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Порядок осуществления указанных в части 1 настоящей статьи полномочий в части, не урегулированной федеральным законодательством, определяется Правительством Москвы.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами исполнительной власти города Москвы);

2.1) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

3) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений;

4) создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация муниципальных образовательных организаций, назначение их руководителей по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями городского округа.

4. Органы местного самоуправления муниципальных округов и поселений в городе Москве участвуют в учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, а также взаимодействуют с образовательными учреждениями при реализации полномочий по вопросам местного значения и переданных государственных полномочий города Москвы.

 

Статья 11. Утратила силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

 

Статья 12. Общественные советы по образованию

 

1. Общественные советы по образованию являются экспертно-консультативными органами, создаваемыми органами исполнительной власти города Москвы в целях:

1) обеспечения государственно-общественного характера управления образованием;

2) обеспечения независимой, вневедомственной экспертизы образовательных инициатив и программ;

3) привлечения общественности, научных и деловых кругов к поддержке образования в городе Москве, в частности к формированию и реализации благотворительных программ;

4) содействия координации деятельности образовательных учреждений городской и отраслевых систем образования;

5) взаимодействия с федеральными образовательными организациями и структурами, образовательными системами других субъектов Российской Федерации и иностранных государств.

2. Городской общественный совет по образованию является экспертно-консультативным органом Правительства Москвы.

Городской общественный совет по образованию включает представителей органов исполнительной власти, образовательных, научных, культурных, медицинских, профессиональных, благотворительных и иных организаций.

Положение о городском общественном совете по образованию и его состав утверждаются распоряжением Мэра Москвы.

3. Общественные советы по образованию как экспертно-консультативные органы могут создаваться в административных округах и районах города Москвы.

4. Деятельность членов общественных советов по образованию осуществляется на общественных началах.

 

Статья 13. Формы поддержки государственных образовательных учреждений

 

1. В целях развития государственно-общественных форм управления в области образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды государственных образовательных учреждений образовательные учреждения вправе создавать попечительский совет.

2. Попечительский совет является формой самоуправления государственного образовательного учреждения.

В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии государственного образовательного учреждения.

Порядок выборов и компетенция попечительского совета в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются уставом и (или) Положением о попечительском совете государственного образовательного учреждения.

Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.

3. Утратила силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

4. Попечительский совет:

1) содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития государственного образовательного учреждения;

2) содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников государственного образовательного учреждения;

3) содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий государственного образовательного учреждения;

4) содействует совершенствованию материально-технической базы государственного образовательного учреждения и благоустройству его помещений и территории;

5) осуществляет иную деятельность, предусмотренную уставом образовательного учреждения, Положением о попечительском совете.

 

Глава 4. ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ

И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

 

Статья 14. Формы поддержки системы образования органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления городских округов

 

1. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают поддержку системе образования в следующих формах:

1) установление тарифов на оплату коммунальных услуг образовательным учреждениям и организациям в размерах, предусмотренных для бюджетных организаций, а также запрета на отключение образовательных учреждений и организаций от потребляемых ими коммунальных услуг;

2) учреждение и выделение работникам образования ежегодных грантов Москвы для поддержки проектов в области образования общегородского значения;

3) обеспечение методической поддержки деятельности работников образования, в том числе поддержки права педагогических работников на предусмотренную федеральным законодательством свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, а также учебных пособий, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций;

4) выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере не менее установленного федеральным законодательством для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов;

5) бесплатное использование работниками образования методических ресурсов и получение консультаций, доступ к которым в телекоммуникационной среде обеспечивается городскими методическими службами;

6) утратил силу. - Закон г. Москвы от 18.05.2011 N 18;

7) учреждение и выделение премий работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы";

8) оказание работникам образования материальной помощи за счет накопительных средств органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования;

9) учреждение и выделение премий обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам.

2. Положения о грантах Москвы в сфере образования, премиях работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы", премиях обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам, а также размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями утверждаются нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Органы местного самоуправления городских округов за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету муниципального образования на осуществление целевых расходов) вправе осуществлять поддержку деятельности муниципальных образовательных учреждений.

 

Статья 15. Меры социальной поддержки и права работников образования

 

1. Органы исполнительной власти города Москвы рассматривают социальную поддержку работников образования в качестве одной из своих приоритетных задач.

2. Педагогические и иные работники образовательных учреждений и организаций, имеющих государственную аккредитацию, пользуются правом на меры социальной поддержки, устанавливаемые нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Педагогические работники государственных образовательных учреждений при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы пользуются правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями в пределах нормы предоставления или по их желанию на предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилища.

4. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, осуществляющим управление в сфере образования, пользуются правом на получение материальной помощи из накопительных средств для социальной поддержки данной категории работников для приобретения путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаты проезда к месту лечения и отдыха и обратно и в других случаях, установленных правовыми актами города Москвы.

5. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Правительством Москвы устанавливается специальная система стимулирующих выплат к ставкам заработной платы и должностным окладам:

1) доплаты и надбавки стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.);

2) доплаты в размере 40 процентов ставок (должностных окладов) молодым специалистам, а имеющим диплом с отличием - в размере 50 процентов в течение трех лет работы;

3) надбавки в размере до 50 процентов должностных окладов руководящим работникам государственных образовательных учреждений по решению органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится государственное образовательное учреждение;

4) доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам, удостоенным почетных званий "Народный учитель СССР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", а также лауреатам премии Мэрии Москвы и лауреатам премии города Москвы в области образования;

5) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам лицеев, гимназий;

6) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам прогимназий;

7) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) библиотечным и педагогическим работникам по профильным дисциплинам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов;

8) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в городские экспериментальные площадки;

9) ежемесячная поощрительная надбавка в размере 30 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, награжденным отраслевыми нагрудными знаками;

10) доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) воспитателям кадетских школ-интернатов за организацию и проведение работы по военно-патриотическому и физическому воспитанию, проведение практических полевых занятий в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, и спортивных соревнований;

11) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента и заведующим, воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям-методистам детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом образования, использующим в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента;

12) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) руководящим, педагогическим, инженерным, библиотечным и медицинским работникам начальных общеобразовательных школ "Школа здоровья", основных общеобразовательных школ "Школа здоровья", средних общеобразовательных школ "Школа здоровья", центров образования "Школа здоровья";

13) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) медицинским работникам образовательных учреждений;

14) повышение на 20 процентов ставок (должностных окладов) техническому и обслуживающему персоналу образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;

15) повышение на 50 процентов ставок (должностных окладов) методистам государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и иных государственных образовательных учреждений.

5.1. Работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению, размер и порядок выплаты которой определяются Правительством Москвы в пределах средств бюджета города Москвы, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

5.2. Педагогические работники образовательных учреждений вправе не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Правительством Москвы могут устанавливаться другие стимулирующие выплаты.

В административных округах, районах города Москвы за счет средств соответствующих бюджетов возможно установление иных стимулирующих выплат.

7. Порядок предоставления мер социальной поддержки, указанных в частях 3-5 настоящей статьи, определяется правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

8. Органы местного самоуправления городских округов вправе устанавливать за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету муниципального образования на осуществление целевых расходов) меры социальной поддержки и социальной помощи для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.

 

Статья 16. Предоставление информации в области образования

 

1. Органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления городских округов предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации.

2. Органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления городских округов способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.

3. Образовательные учреждения обеспечивают открытость и доступность достоверной и актуальной информации о себе и предоставляемых образовательных услугах путем создания и ведения официального сайта в сети Интернет и размещения на нем перечня сведений, установленного федеральным законодательством.

 

Статья 17. Поддержка органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления городских округов негосударственных образовательных организаций

 

1. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают финансовую, имущественную, информационную, консультационную и иную поддержку негосударственным образовательным организациям в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

1.1. Органы местного самоуправления городских округов оказывают финансовую, имущественную, информационную, консультационную и иную поддержку негосударственным образовательным организациям в соответствии с федеральным законодательством о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и муниципальными правовыми актами.

2. Сведения о негосударственных образовательных организациях - получателях поддержки от органов исполнительной власти города Москвы включаются в государственный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций города Москвы - получателей поддержки.

3. Сведения о негосударственных образовательных организациях - получателях поддержки от органов местного самоуправления городских округов включаются в муниципальный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций городских округов - получателей поддержки.

 

Статья 18. Поддержка экспериментальной и инновационной деятельности в области образования города Москвы

 

1. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают финансовую, материально-техническую, информационную, правовую и иную поддержку образовательным учреждениям города Москвы, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, создают условия, необходимые для реализации этой деятельности.

Органы исполнительной власти города Москвы могут совместно с подведомственными им образовательными учреждениями выступать авторами культурно-образовательных и иных образовательных инициатив.

2. Образовательным учреждениям, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, может присваиваться статус экспериментальных образовательных площадок города Москвы. Порядок присвоения образовательным учреждениям статуса экспериментальных образовательных площадок и их аттестации определяется положением, утверждаемым отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится государственное образовательное учреждение.

Одна площадка может объединять образовательные учреждения, ведущие экспериментальную или инновационную деятельность общей направленности.

3. Образовательное учреждение, имеющее статус экспериментальной образовательной площадки, имеет право:

1) вносить изменения в цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения, в режим своего функционирования и систему самоуправления;

2) получать дополнительное финансирование программы эксперимента из внебюджетных источников;

3) в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностные оклады, а также размеры стимулирующих выплат работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности.

 

Глава 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ

 

Статья 19. Учредитель образовательных учреждений

 

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного образовательного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, в отношении муниципального учреждения - органом местного самоуправления соответствующего городского округа.

 

Статья 20. Создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация государственных и муниципальных образовательных учреждений

 

1. Создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация государственных образовательных учреждений осуществляются в порядке, определяемом Правительством Москвы.

2. Создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация муниципальных образовательных учреждений осуществляются в порядке, определяемом органом местного самоуправления соответствующего городского округа.

 

Статья 21. Имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений

 

1. Правительство Москвы закрепляет на праве оперативного управления за государственными образовательными учреждениями имущество, необходимое для обеспечения образовательной деятельности. Земельные участки закрепляются за государственными образовательными учреждениями в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с федеральным законодательством.

1.1. Органы местного самоуправления городских округов закрепляют на праве оперативного управления за муниципальными образовательными учреждениями имущество, необходимое для обеспечения образовательной деятельности. Земельные участки закрепляются за муниципальными образовательными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с федеральным законодательством.

2. Собственником имущества государственных образовательных учреждений является город Москва.

2.1. Собственником имущества муниципального образовательного учреждения является соответствующий городской округ.

3. Порядок пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, определяется уставом учреждения в соответствии с федеральным законодательством.

4. Решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о сносе объектов имущественного комплекса образовательного учреждения не может быть принято без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы последствий принимаемого решения для обеспечения образования. Принятие такого решения не допускается без предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения деятельности образовательного учреждения.

5. В случае ликвидации государственного образовательного учреждения города Москвы объекты его имущественного комплекса используются только в целях деятельности иного государственного образовательного учреждения.

6. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, их имущественные комплексы, в том числе имущество, находящееся в их самостоятельном распоряжении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

 

Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

ГОРОДА МОСКВЫ

 

Статья 22. Финансирование расходов на образование в городе Москве

 

1. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными образовательными учреждениями и муниципального задания муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе нормативов. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности устанавливаются в порядке, определенном Правительством Москвы.

2. Негосударственным образовательным организациям из бюджета города Москвы предоставляются субсидии в порядке, установленном Правительством Москвы.

 

Статья 23. Формирование и использование внебюджетных финансовых средств государственными и муниципальными образовательными учреждениями

 

1. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную их уставами, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.

2. Осуществление указанной деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.

 

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

20 июня 2001 года

N 25

Закон Москвы "О развитии образования в городе Москве" от 20.06.2001 N 25