Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон г. Москвы от 13.07.1994 N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы"

 

13 июля 1994 года

N 14-60

 

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

 

О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА МОСКОВСКОЙ

ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Уставом города Москвы настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Московской городской Думы, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Депутат Московской городской Думы

 

1. Депутатом Московской городской Думы (далее - депутат Думы) является избранный в соответствии с законодательством о выборах представитель жителей города Москвы, осуществляющий в Московской городской Думе (далее - Дума) законодательные полномочия, а также иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

2. Должность депутата Думы является государственной должностью города Москвы.

 

Статья 2. Исключена. - Закон г. Москвы от 20.09.2006 N 45.

 

Статья 3. Срок полномочий депутата Думы

 

Срок полномочий депутата Думы начинается со дня его избрания и прекращается с момента открытия первого заседания Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

 

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата Думы

 

1. Полномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления депутата Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания депутата Думы депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, наделения его полномочиями сенатора Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 статьи 6 настоящего Закона), назначения его судьей, замещения им иной государственной должности Российской Федерации, иной государственной должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы или должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальной должности или должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;

в) установленного вступившим в законную силу решением суда факта осуществления депутатом Думы, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также факта осуществления преподавательской, научной и иной творческой деятельности с нарушением требований, установленных пунктом "а" части 1.1 статьи 6.1 настоящего Закона;

г) вхождения депутата Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

д) прекращения у депутата Думы гражданства Российской Федерации или наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

е) несоблюдения депутатом Думы требования, установленного частью 3 статьи 6.1 настоящего Закона;

ж) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Думы;

з) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата Думы либо о признании его недееспособным;

и) признания депутата Думы безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

к) отзыва депутата Думы в соответствии с законом города Москвы;

л) роспуска Думы в случаях, предусмотренных законодательством;

м) смерти депутата Думы;

н) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Помимо оснований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Думы является неоднократное несоблюдение ограничений, запретов, обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

3. Решение о применении к депутату Думы указанной в части 2 настоящей статьи меры ответственности принимается Думой по результатам проверки, проведенной комиссией Московской городской Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Московской городской Думы (далее - комиссия Думы по контролю).

4. Решение Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Думы, за исключением случая прекращения полномочий, предусмотренного пунктом "л" части 1 настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Думы либо со дня, когда Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период летнего или зимнего перерыва в работе Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы оформляется постановлением Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата Думы. Полномочия депутата Думы в случае, предусмотренном пунктом "л" части 1 настоящей статьи, прекращаются со дня роспуска Думы.

 

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата Думы

 

1. Депутат Думы имеет удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата Думы, и нагрудный знак "Депутат Московской городской Думы", которым он пользуется в течение срока своих полномочий.

2. Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата Думы, их образцы и описания утверждаются постановлением Думы.

 

Статья 6. Условия осуществления депутатом Думы депутатской деятельности

 

1. Депутат Думы осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

1.1. Председатель Думы осуществляет свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе, заместители Председателя Думы могут осуществлять свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе, руководители постоянных структурных подразделений Думы по решению Думы осуществляют свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе.

1.2. Депутат Думы, совмещающий осуществление полномочий сенатора Российской Федерации и депутата Думы, со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями сенатора Российской Федерации осуществляет полномочия депутата Думы без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Для депутата Думы, являющегося на день начала срока депутатских полномочий военнослужащим либо проходящего службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иных органах и учреждениях, установленных федеральным законодательством, военная служба или служба в указанных органах и учреждениях приостанавливаются в соответствии с федеральными законами на весь срок полномочий депутата Думы.

 

Статья 6.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с осуществлением депутатом Думы депутатской деятельности

 

1. Депутат Думы в течение срока своих полномочий не вправе:

а) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенатором Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного частью 1.2 статьи 6 настоящего Закона), судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности или должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;

б) утратил силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37;

в) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

г) утратил силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37;

д) использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

1.1. Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

2. Утратила силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

3. Депутат Думы, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит. Во фракцию могут входить также депутаты Думы, не являющиеся членами данной либо иной политической партии.

3.1. Депутат Думы при наличии оснований и в порядке, которые определяются Думой в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязан сообщать в комиссию Думы по контролю о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

3.2. Депутат Думы обязан уведомлять комиссию Думы по контролю и органы прокуратуры обо всех фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения. Уведомление о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений составляется в письменной форме по каждому факту такого обращения и должно содержать сведения, определенные частью 2 статьи 8.4 Закона города Москвы от 17 декабря 2014 года N 64 "О мерах по противодействию коррупции в городе Москве".

4. Утратила силу с 15 июля 2014 года. - Закон г. Москвы от 25.06.2014 N 37.

5. Депутат Думы обязан соблюдать иные ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с депутатской деятельностью, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 6.2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Думы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

 

1. Депутат Думы, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию Думы по контролю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и в объеме, определенных федеральным законодательством, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки.

1.1. Депутат Думы, осуществляющий депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности:

1) представляет в комиссию Думы по контролю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом Думы по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки;

2) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию Думы по контролю сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральным законодательством;

3) в случае если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, сообщает об этом в комиссию Думы по контролю по форме, утвержденной постановлением Думы.

2. Комиссия Думы по контролю создается из числа депутатов Думы. Состав и порядок работы комиссии Думы по контролю утверждаются постановлением Думы. Председатель Думы или по его поручению заместитель Председателя Думы в двадцатидневный срок после начала работы Думы нового созыва вносит в Думу проект постановления Думы о составе комиссии Думы по контролю.

3. Комиссия Думы по контролю проводит проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Думы, соблюдения ими ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы (далее - проверки).

4. Основанием для проведения проверки является получение достаточной информации, представленной в письменной форме в установленном порядке:

1) правоохранительными и другими государственными органами, в том числе Контрольно-счетной палатой Москвы;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

3) Общественной палатой Российской Федерации;

4) общероссийскими средствами массовой информации и средствами массовой информации города Москвы.

5. Комиссия Думы по контролю проводит проверку в течение 60 дней после получения достаточной информации, представленной в письменной форме органами или организациями, указанными в части 4 настоящей статьи. Срок проведения проверки может быть продлен до 90 дней по решению комиссии Думы по контролю.

6. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.

7. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии Думы по контролю, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.

8. Обеспечение доступа к информации о представляемых депутатами Думы сведениях, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, к информации о представлении депутатами Думы заведомо недостоверных или неполных сведений, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, выявленных комиссией Думы по контролю, осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

9. Обобщенная информация об исполнении (о ненадлежащем исполнении) депутатами Думы обязанности представить сведения, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Думы в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи указанных сведений, по форме, утвержденной постановлением Думы с учетом требований федерального законодательства.

10. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 15.03.2023 N 7.

 

Статья 6.3. Ответственность депутата Думы за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции

 

1. В случае нарушения депутатом Думы ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, предусмотренных пунктом "д" части 1, пунктом "б" части 1.1 и частью 3.1 статьи 6.1 настоящего Закона, а равно предоставления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к депутату Думы может быть применена одна из следующих мер ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение от занимаемой должности в Думе без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Думе с момента принятия решения о применении к депутату Думы меры ответственности до прекращения срока его полномочий;

3) запрет занимать должности в Думе до прекращения срока его полномочий.

2. Проверку обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, и подготовку проекта решения Думы о применении к депутату Думы мер ответственности, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляет комиссия Думы по контролю.

3. Решение о применении к депутату Думы мер ответственности, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы.

4. Информация о применении к депутату Думы меры ответственности в виде предупреждения подлежит опубликованию в "Ведомостях Московской городской Думы" и размещению на официальном сайте Думы в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

 

Статья 7. Формы депутатской деятельности депутата Думы

 

1. Формами депутатской деятельности депутата Думы являются:

а) участие в заседаниях Думы;

б) участие в работе комиссий, рабочих групп, координирование направлений деятельности Думы;

в) внесение в Думу проектов законов города Москвы, проектов постановлений Думы, проектов иных принимаемых Думой документов, внесение поправок к указанным документам;

г) участие в выполнении поручений Думы;

д) участие в депутатских слушаниях;

е) внесение депутатского запроса, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, а также обращение к указанным должностным лицам по иным вопросам, входящим в их компетенцию;

ж) работа с избирателями;

з) участие в работе фракций и иных депутатских объединений в Думе.

2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных законодательством.

 

Статья 8. Взаимоотношения депутата Думы с избирателями

 

1. Депутат Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, представляет интересы избирателей этого округа.

2. Представляя интересы своих избирателей, депутат Думы:

а) принимает предусмотренные законодательством меры по обеспечению законных прав, свобод и интересов избирателей;

б) ведет прием населения;

в) изучает общественное мнение и при необходимости взаимодействует с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;

г) информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

2.1. Каждый депутат Думы самостоятельно определяет порядок ведения приема населения. При этом лично депутатом прием населения должен проводиться не реже одного раза в месяц, за исключением летнего и зимнего перерывов в работе Думы.

3. Префект соответствующего административного округа города Москвы обязан обеспечить создание условий, необходимых для работы депутата Думы и его помощников (советников) с избирателями, и извещение населения о месте и времени встречи депутата Думы с избирателями своего избирательного округа.

4. Проведение встреч депутата Думы с избирателями в форме публичных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Законом города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований".

 

Глава 2

ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 9. Право законодательной инициативы депутата Думы

 

1. Депутат Думы обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется внесением в Думу проектов законов города Москвы, проектов постановлений Думы.

2. Законодательная инициатива депутата Думы подлежит обязательному рассмотрению в Думе в порядке, установленном Регламентом Думы.

 

Статья 10. Участие депутата Думы в заседании Думы, комиссии, рабочей группы

 

1. Депутат Думы пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании Думы, комиссии, рабочей группы, членом которых он является.

2. Депутат Думы реализует на заседании Думы, комиссии, рабочей группы предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Думы и иными принятыми Думой документами.

3. Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы, комиссии, рабочей группы, членом которых он является. При этом присутствие на заседаниях Думы, комиссии, рабочей группы, участие в голосовании по вопросам повестки дня заседания Думы обязательны, за исключением случаев мотивированного отказа от участия в голосовании.

4. Депутат Думы вправе присутствовать на всех мероприятиях, проводимых Думой.

5. Депутат Думы вправе участвовать в проводимых в рамках заседаний комиссий Думы депутатских слушаниях. Депутатские слушания проводятся по инициативе депутатов Думы или комиссий Думы.

6. Аппарат Думы осуществляет организационное, правовое, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Думы.

 

Статья 11. Депутатский запрос

 

Депутат Думы имеет право на внесение депутатского запроса. Порядок внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается законом города Москвы.

 

Статья 12. Право депутата Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами

 

1. По вопросам своей депутатской деятельности депутат Думы пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления в городе Москве, находящихся на территории города Москвы или зарегистрированных в городе Москве организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Должностные лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны в трехдневный срок со дня поступления обращения депутата Думы о приеме принять депутата Думы либо согласовать с ним иное время приема.

3. Депутат Думы по предъявлении депутатского удостоверения имеет право беспрепятственно посещать органы исполнительной власти города Москвы, иные государственные органы города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве, присутствовать на заседаниях и совещаниях их коллегиальных органов, информация о которых официально распространена, а также беспрепятственно посещать находящиеся на территории города Москвы или зарегистрированные в городе Москве организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет бюджета города Москвы, местных бюджетов, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в городе Москве.

4. Порядок приема депутата Думы руководителями и другими должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по городу Москве, командирами (начальниками) дислоцирующихся на территории города Москвы воинских частей, соединений, военных учреждений и военно-учебных заведений определяется федеральным законодательством.

 

Статья 13. Право депутата Думы на получение и распространение информации

 

1. Депутат Думы безвозмездно обеспечивается документами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по городу Москве, органов государственной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления в городе Москве, их структурных подразделений, государственных и муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с перечнем, определенным Думой.

2. При обращении депутата Думы в органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации должностные лица безвозмездно обеспечивают депутата Думы информацией по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документацию.

3. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с федеральным законом.

 

Статья 14. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата Думы

 

1. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата Думы дополнительной проверки указанных в обращении вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части 2 статьи 13, обязаны сообщить об этом депутату Думы в десятидневный срок со дня получения обращения депутата Думы. Окончательный ответ представляется депутату Думы не позднее чем через 30 дней со дня получения обращения депутата Думы.

2. Депутат Думы имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат Думы должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

3. Исключена. - Закон г. Москвы от 20.09.2006 N 45.

4. Депутат Думы имеет право выступать по вопросам депутатской деятельности в московских государственных средствах массовой информации в соответствии с законодательством.

 

Статья 14.1. Недопустимость вмешательства депутата Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов

 

Вмешательство депутата Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.

 

Статья 15. Гарантии депутатской неприкосновенности

 

1. В случае привлечения депутата Думы к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата Думы, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

2. Депутат Думы не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата Думы, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом Думы были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

 

Статья 16. Исключена. - Закон г. Москвы от 12.03.2003 N 15.

 

Статья 17. Государственное страхование депутата Думы

 

1. Жизнь и здоровье депутата Думы на весь срок его полномочий подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета города Москвы на сумму, установленную Законом города Москвы от 15 июля 2005 года N 43 "О государственных должностях города Москвы" для лиц, замещающих государственные должности города Москвы.

2. Договор страхования заключает руководитель аппарата Думы после утверждения Думой условий страхования.

3. Исключена. - Закон г. Москвы от 20.09.2006 N 45.

 

Статья 18. Отсрочка депутата Думы от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов

 

Депутату Думы в соответствии с федеральным законом на срок его полномочий предоставляется отсрочка от призыва на военную службу и он освобождается от военных сборов.

 

Статья 19. Гарантии трудовых прав депутата Думы

 

1. Срок полномочий депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.

2. Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия депутата Думы - другая работа (должность). Ответственность за предоставление работы возлагается на Правительство Москвы.

3. Депутату Думы, работающему без отрыва от основной деятельности, на время участия в заседаниях Думы, комиссий, рабочих групп, фракций (иных депутатских объединений), в состав которых он входит, на время участия в депутатских слушаниях, выполнения поручений Думы, а также на время работы с избирателями гарантируется сохранение места работы (должности), но не более чем на шесть рабочих дней в месяц.

 

Статья 20. Права депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе, в случае роспуска Думы

 

1. В случае роспуска Думы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы депутат Думы, работающий на профессиональной постоянной основе, получает единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения срока его полномочий, из расчета половины его месячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутата Думы распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в статье 19 настоящего Закона.

2. Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе и имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста.

 

Статья 21. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Думы его полномочий

 

1. Депутаты Думы, работающие на профессиональной постоянной основе, независимо от занимаемой в Думе должности получают одинаковое денежное вознаграждение в соответствии с Законом города Москвы "О государственных должностях города Москвы".

1.1. Депутаты Думы, работающие без отрыва от основной деятельности, не получают денежного вознаграждения за осуществление депутатской деятельности.

2. Исключена. - Закон г. Москвы от 20.09.2006 N 45.

3. Денежное вознаграждение выплачивается депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, со дня оформления с ним трудовых отношений, но не ранее даты начала срока депутатских полномочий.

4. Индексация или повышение денежного вознаграждения депутатов Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, осуществляются в размерах и в сроки, предусматриваемые для лиц, замещающих государственные должности города Москвы.

5. Финансирование расходов на обеспечение деятельности депутата Думы, в том числе в его избирательном округе, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.

 

Статья 22. Командирование депутата Думы

 

1. Любое командирование депутата Думы осуществляется по его заявке, если расходы на командирование не превышают лимитов, выделенных заявителю на эти цели.

2. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 27.12.2017 N 60.

2.1. Командирование депутата Думы в составе делегации (группы) осуществляется за счет средств, которые могут быть зарезервированы в смете расходов на обеспечение деятельности Думы в части бюджетных ассигнований, выделенных на возмещение расходов, связанных со служебными командировками депутата Думы, на очередной финансовый год. При этом сумма средств, зарезервированных на командирование депутата Думы в составе делегации (группы), составляет не более одной трети суммы указанных бюджетных ассигнований.

 

Статья 23. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе

 

1. Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 календарных дней с предоставлением бесплатной санаторно-курортной путевки или компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку.

2. В случаях, предусмотренных законодательством, депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется отпуск продолжительностью, превышающей продолжительность, установленную в части 1 настоящей статьи.

 

Статья 24. Медицинское обслуживание депутата Думы

 

Медицинское обслуживание депутата Думы и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 25. Предоставление депутату Думы служебного помещения

 

1. Депутату Думы в здании Думы, а также в его избирательном округе предоставляются на весь срок его полномочий отдельные оборудованные служебные помещения.

2. Ответственность за предоставление помещений в избирательном округе несет префект соответствующего административного округа города Москвы.

3. Ответственность за предоставление помещений в здании Думы несет руководитель аппарата Думы.

4. Число отдельных помещений в избирательном округе, перечень необходимого оборудования, мебели, средств связи, порядок охраны определяются решением Думы.

 

Статья 26. Использование средств связи депутатом Думы

 

1. Депутат Думы при осуществлении им депутатских полномочий имеет право пользоваться видами связи, которыми располагают органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве, организации, расположенные на территории города Москвы.

2. Депутат Думы при осуществлении им депутатских полномочий пользуется правом бесплатных телефонных переговоров, в том числе - междугородних и международных в пределах сметы расходов на обеспечение деятельности Думы.

 

Статья 27. Транспортное обслуживание депутата Думы

 

1. Депутату Думы, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется служебный автотранспорт.

1.1. Депутату Думы, работающему без отрыва от основной деятельности, для поездок, связанных с исполнением депутатских полномочий, предоставляется служебный автотранспорт по заявке депутата Думы в порядке, установленном постановлением Думы.

2. Исключена. - Закон г. Москвы от 20.09.2006 N 45.

 

Статья 28. Служебный заграничный паспорт депутата Думы

 

На весь срок полномочий депутату Думы оформляется служебный заграничный паспорт.

 

Статья 29. Помощники (советники) депутата Думы

 

1. Депутат Думы вправе иметь не более четырех помощников (советников), являющихся государственными гражданскими служащими города Москвы, а также помощников (советников), работающих на общественных началах, количество которых определяется постановлением Думы.

2. Обязанности помощников (советников) депутата Думы определяются депутатом Думы в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы.

3. Помощникам (советникам) депутата Думы выдаются соответствующие удостоверения. Описания удостоверений утверждаются постановлением Думы.

 

Статья 30. Прием на работу и увольнение с работы помощника (советника) депутата Думы

 

1. Прием на работу помощника (советника) депутата Думы производится по представлению депутата Думы.

2. Помощник (советник) депутата Думы оформляется на работу в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе приказом Руководителя Аппарата Думы. С помощником (советником) депутата Думы заключается срочный служебный контракт на срок, не превышающий срок полномочий депутата Думы.

3. Помощники (советники) депутата Думы могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и законодательством о труде.

4. Фонд оплаты труда помощников (советников) депутата Думы равен двойному денежному вознаграждению депутата Думы, работающего на профессиональной постоянной основе.

5. Денежное содержание помощника (советника) депутата Думы состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных законодательством о государственной гражданской службе.

6. Увольнение с работы помощника (советника) депутата Думы до истечения срока действия срочного служебного контракта производится:

а) по представлению депутата Думы;

б) в случае досрочного прекращения полномочий депутата Думы независимо от срока действия заключенного срочного служебного контракта;

в) по собственному желанию помощника (советника) депутата Думы;

г) по иным основаниям, установленным законодательством о государственной гражданской службе и законодательством о труде.

 

Статья 31. Обеспечение безопасности депутатов Думы

 

Обеспечение безопасности депутатов Думы регламентируется отдельными постановлениями Думы.

 

Статья 31.1. Иные гарантии депутатской деятельности

 

Депутату Думы помимо гарантий его деятельности, указанных в настоящей главе, предоставляются также иные государственные гарантии, установленные Законом города Москвы "О государственных должностях города Москвы" для лиц, замещающих государственные должности города Москвы.

 

Глава 3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

 

Статья 32. Ответственность за создание препятствий в осуществлении депутатской деятельности

 

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений настоящего Закона, в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на депутатские запросы и обращения депутата Думы влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

 

Статья 33. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата Думы, членов его семьи и других родственников

 

Неправомерное воздействие на депутата Думы, членов его семьи и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

 

Статья 34. Ответственность за посягательство на честь и достоинство депутата Думы

 

Оскорбление депутата Думы, в том числе при исполнении им депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата Думы либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

 

Статья 34. Исключена. - Закон г. Москвы от 29.03.2000 N 9.

 

Глава 4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 35. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом

 

Нормативные правовые акты органов государственной власти Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

 

Глава 5

ПРИСЯГА ДЕПУТАТОВ ДУМЫ

 

Статья 36. Принесение депутатом Думы присяги

 

В соответствии с Уставом города Москвы при вступлении в должность депутат Думы приносит присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий депутата Московской городской Думы соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав города Москвы и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей".

 

Статья 37. Порядок принесения присяги

 

1. Принесение присяги депутатами Думы проводится в торжественной обстановке в присутствии Мэра Москвы, членов Правительства Москвы, членов Московской городской избирательной комиссии, Председателя Московского городского суда, Председателя Арбитражного суда города Москвы, Прокурора Москвы, почетных граждан города Москвы, приглашенных представителей общественных и иных организаций.

2. Текст присяги подписывается депутатом Думы и передается на хранение в Аппарат Московской городской Думы.

3. Церемония вступления в должность завершается исполнением гимна города Москвы.

 

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

13 июля 1994 года

N 14-60

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Закону города Москвы

от 13 июля 1994 г. N 14-60

 

СПРАВКА

О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО

ХАРАКТЕРА ДЕПУТАТА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

 

Утратила силу. - Закон г. Москвы от 29.04.2015 N 20.

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Закону города Москвы

от 13 июля 1994 г. N 14-60

 

СПРАВКА

О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО

ХАРАКТЕРА СУПРУГИ (СУПРУГА) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

ДЕПУТАТА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

 

Утратила силу. - Закон г. Москвы от 29.04.2015 N 20.

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Закону города Москвы

от 13 июля 1994 г. N 14-60

 

СПРАВКА

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СВЕДЕНИЙ О РАСХОДАХ ДЕПУТАТА МОСКОВСКОЙ

ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

 

Утратила силу. - Закон г. Москвы от 29.04.2015 N 20.

Закон г. Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы" от 13.07.1994 N 14-60