Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Московской городской Думы от 21.02.2024 N 14 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

21 февраля 2024 г. N 14

 

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

2. Направить указанный проект федерального закона в Правительство Российской Федерации для получения официального отзыва.

3. Поручить представление указанного проекта федерального закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы А.В.Шапошникову.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

 

 

Председатель Московской
городской Думы                              А.В.Шапошников

 

 

Вносится Московской
городской Думой

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях

 

Статья 1

 

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 13, 40, 45; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 4; N 6, ст. 636; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 31, ст. 3420, 3438; N 45, ст. 4641; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 25; N 7, ст. 840; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2259; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5267; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; 2011, N 1, ст. 10, 23; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873, 3881; N 29, ст. 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4574, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6602; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 15, ст. 1724; N 18, ст. 2126, 2128; N 24, ст. 3068, 3069, 3082; N 25, ст. 3268; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4322, 4330; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640, 7641; 2013, N 14, ст. 1651, 1657, 1666; N 19, ст. 2319, 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477, 3478; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082, 4278; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5444, 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6159, 6161, 6163, 6165; N 49, ст. 6327, 6343; N 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; N 52, ст. 6948, 6961, 6980, 6986, 6999, 7002; 2014, N 6, ст. 557, 559, 566; N 11, ст. 1096; N 14, ст. 1561, 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2326, 2327, 2335; N 26, ст. 3366, 3379, 3395; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4233, 4256, 4259, 4264, 4278; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; N 52, ст. 7541, 7545, 7548, 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 35, 67, 74, 81, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416, 1427; N 13, ст. 1811; N 21, ст. 2981; N 24, ст. 3370; N 27, ст. 3945, 3950; N 29, ст. 4346, 4354, 4359, 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710, 6716; N 51, ст. 7249, 7250; 2016, N 1, ст. 11, 59, 63, 84; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1490, 1491, 1493; N 14, ст. 1907; N 15, ст. 2051; N 18, ст. 2509, 2514; N 23, ст. 3285; N 26, ст. 3871, 3874, 3876, 3877, 3884, 3887; N 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4226, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; N 52, ст. 7489, 7508; 2017, N 1, ст. 12, 31, 51; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2450, 2456, 2457; N 18, ст. 2664; N 22, ст. 3069; N 23, ст. 3227; N 24, ст. 3487; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738, 4755, 4785, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; N 45, ст. 6584; N 47, ст. 6844, 6851; N 50, ст. 7562; N 52, ст. 7919, 7937; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35, 36, 48; N 7, ст. 973; N 18, ст. 2562; N 27, ст. 3937; N 30, ст. 4555; N 31, ст. 4825, 4826, 4828, 4851; N 32, ст. 5091; N 41, ст. 6187; N 42, ст. 6378; N 45, ст. 6832; N 47, ст. 7125, 7128; N 53, ст. 8436, 8439, 8447; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; N 16, ст. 1820; N 17, ст. 2027; N 18, ст. 2220; N 22, ст. 2670; N 25, ст. 3161; N 27, ст. 3536; N 29, ст. 3847; N 30, ст. 4118, 4119, 4120, 4121, 4122, 4131; N 42, ст. 5803; N 44, ст. 6178, 6182; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7493, 7494, 7495; N 52, ст. 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2002, 2019, 2020, 2029; N 17, ст. 2710; N 26, ст. 4001; N 30, ст. 4744; N 31, ст. 5037; N 42, ст. 6526; N 50, ст. 8065; 2021, N 1, ст. 50, 51, 52, 60, 70; N 6, ст. 959; N 9, ст. 1461, 1466, 1471; N 11, ст. 1701, 1702; N 13, ст. 2141; N 15, ст. 2425, 2431; N 17, ст. 2884; N 18, ст. 3046; N 22, ст. 3676; N 24, ст. 4180, 4218, 4219, 4221, 4222, 4223, 4224; N 27, ст. 5060, 5111; N 52, ст. 8978, 8986; 2022, N 1, ст. 3, 37, 49; N 5, ст. 676; N 8, ст. 1032; N 10, ст. 1388, 1398, 1399; N 13, ст. 1959; N 16, ст. 2595, 2605; N 22, ст. 3534; N 24, ст. 3921; N 29, ст. 5224, 5226, 5254, 5257, 5258; N 39, ст. 6534; N 43, ст. 7273; N 48, ст. 8331; N 50, ст. 8773; N 52, ст. 9348, 9360, 9364; 2023, N 1, ст. 69, 72; N 8, ст. 1210; N 10, ст. 1571; N 14, ст. 2380; N 16, ст. 2754, 2759; N 18, ст. 3228, 3229, 3252; N 25, ст. 4407, 4411, 4419, 4422; N 26, ст. 4673, 4682, 4685; N 31, ст. 5789, 5790; N 32, ст. 6132, 6133, 6134, 6136, 6155, 6156, 6157) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 3.5 слова "частью 3 статьи 12.27" заменить словами "частями 3 и 4 статьи 12.27";

2) в примечании к статье 12.8 слова "и частью 3 статьи 12.27" заменить словами ", частями 3 и 4 статьи 12.27, частью 3 статьи 12.29";

3) в статье 12.27:

а) в абзаце первом части 1 после слов "Невыполнение водителем" дополнить словами ", лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности,", слова "частью 2" заменить словами "частями 2 и 21";

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

"21. Оставление лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния - 

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.";

в) дополнить частью 4 следующего содержания:

"4. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, - 

влекут наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.";

4) в статье 12.29:

а) абзац первый части 2 после слов "управляющим велосипедом," дополнить словами "лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности,";

б) абзац первый части 3 после слов "состоянии опьянения" дополнить словами ", а также передача управления средством индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения";

5) в статье 12.30:

а) наименование после слов "движения пешеходом" дополнить словами ", лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности,";

б) абзац первый частей 1 и 2 после слов "пассажиром транспортного средства" дополнить словами ", лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности,";

6) в части 1 и пункте 5 части 2 статьи 23.3 слова "частью 1 статьи 12.27" заменить словами "частями 1, 21 и 4 статьи 12.27";

7) в пункте 1 части 2 статьи 28.3 слова "частями 2 и 3 статьи 12.27" заменить словами "частями 2 - 4 статьи 12.27".

 

Статья 2

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2024 года.

 

 

Президент
Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях"

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях установления административной ответственности за нарушения правил дорожного движения лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Все большей популярностью среди жителей городов пользуются средства индивидуальной мобильности. С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - ПДД), которыми было установлено определение понятия "средство индивидуальной мобильности" (далее - СИМ) - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Однако, несмотря на это, следует констатировать факт увеличения происшествий на дорогах с участием лиц, использующих для передвижения СИМ. По данным информационно-аналитического обзора федерального казенного учреждения "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - НЦ БДД МВД России), в течение девяти месяцев 2023 года было зарегистрировано 2647 (+ 215,9% к показателю 2022 года) дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием СИМ, в результате которых погиб 31 (+ 63,2% к показателю 2022 года) человек, в том числе трое несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 2723 (+ 213% к показателю 2022 года) человека, в числе которых 919 детей в возрасте до 16 лет.

По данным НЦ БДД МВД России, в субъектах Российской Федерации количество ДТП с участием СИМ следующее: в Москве - 665 и двое погибших, в Тюменской области - 184, в Санкт-Петербурге - 172 и четверо погибших, в Красноярском крае - 163, в Нижегородской области - 123, в Краснодарском крае - 82 и трое погибших, в Омской области - 80 и один погибший, в Пермском крае - 79 и один погибший, в Челябинской области - 73.

Что касается ДТП, в результате которых погибли люди, то следует отметить, что среди погибших 30 человек являлись лицами, передвигающимися на СИМ; один погибший - пешеход, который пострадал вследствие наезда на него СИМ в населенном пункте при пересечении пешеходом проезжей части вне пешеходного перехода. В одном ДТП зафиксирована гибель двух лиц, передвигавшихся на одном электросамокате, при этом наезд совершен при движении СИМ в попутном направлении по краю проезжей части. Наезды, совершенные на СИМ, двигавшихся в попутном направлении по краю проезжей части, привели к семи ДТП со смертельным исходом. В шести случаях погибшие пересекали проезжую часть по пешеходному переходу не спешившись, а в пяти из них - на запрещающий сигнал светофора. В пяти случаях лица, передвигавшиеся на СИМ, получили смертельные травмы в результате того, что не справились с управлением и упали, при этом в трех случаях движение происходило по проезжей части, а в двух случаях - по тротуару или в пешеходной зоне.

В Москве с 1 марта по 30 сентября 2023 года сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по городу Москве пресечено 42652 нарушения со стороны лиц, использовавших для передвижения СИМ. Общие показатели аварийности с участием СИМ за девять месяцев 2023 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года: количество ДТП - 665 (+ 313% к показателю 2022 года), погибло два человека, пострадало 700 человек (+ 324% к показателю 2022 года), из них 70% - ДТП с участием арендных электросамокатов, 30% - с участием частных СИМ.

Таким образом, в 2647 ДТП пострадало в общей сложности 2754 человека. Следует отметить, что несмотря на включение СИМ в ПДД, число аварий с их участием кратно возросло. Следовательно, вопрос совершенствования регулирования порядка организации дорожного движения в части более подробной регламентации прав и обязанностей лиц, использующих для передвижения СИМ, и их ответственности за допущенные нарушения остается актуальным.

В настоящее время отсутствует специальная ответственность для лиц, использующих для передвижения СИМ, кроме того, действующие составы административных правонарушений, по которым лица, использующие для передвижения СИМ, привлекаются к ответственности за нарушения ПДД как другие участники дорожного движения, не учитывают особенностей пользователей СИМ.

В этой связи законопроектом предлагается конкретизировать положения статей 12.27, 12.29 и 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установив ответственность лица, использующего для передвижения СИМ, за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в отношении ДТП, участником которого он являлся, а также за оставление в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, и за нарушение ПДД в состоянии опьянения. Кроме того, предлагается предусмотреть ответственность за употребление лицом, использующим для передвижения СИМ, алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП с участием СИМ, а также за передачу управления СИМ лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Корреспондирующие изменения потребуется внести в ПДД.

Также законопроектом предлагается конкретизировать положения примечания к статье 12.8 КоАП РФ, установив, что указанные в примечании правила определения состояния опьянения распространяются на случаи наступления административной ответственности, предусмотренные частью 4 статьи 12.27, частью 3 статьи 12.29 КоАП РФ.

Кроме того, законопроектом на лиц, использующих для передвижения СИМ, распространяются положения КоАП РФ об ответственности за нарушения ПДД, повлекшие создание помех в движении транспортных средств, а также причинившие по неосторожности легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего.

Размер административных штрафов, назначаемых за указанные нарушения, законопроектом не изменяется и составляет величину, не превышающую одну тысячу пятьсот рублей. Согласно положениям законопроекта оставление места ДТП лицом, использующим для передвижения СИМ, повлечет наложение на такое лицо административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Правом администрирования данного состава предлагается наделить органы внутренних дел (полиции), начальника государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителей, начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителей, командиров полков (батальонов, рот) дорожно-патрульной службы, их заместителей.

Вступление в силу предлагаемых изменений в КоАП РФ предусматривается с 1 апреля 2024 года, то есть с начала очередного сезона массового использования СИМ.

Наряду с изменениями в КоАП РФ подготовлены корреспондирующие предложения по изменению ПДД, которые предлагается направить в Правительство Российской Федерации.

Принятие указанного федерального закона позволит стимулировать лиц, использующих для передвижения СИМ, к соблюдению ПДД, более ответственному отношению к указанному виду средства передвижения и, как следствие, снизит количество ДТП с участием СИМ, результатом которых зачастую является вред, нанесенный здоровью граждан, и ущерб, причиненный другим транспортным средствам и иному имуществу.

 

 

Московская городская Дума

 

 

Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию 
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию 
в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений 
в Кодекс Российской Федерации об административных 
правонарушениях"

 

Принятие указанного федерального закона потребует внесения изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.

 

 

Московская городская Дума

 

 

Приложение 2
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях"

 

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

 

 

Московская городская Дума

Постановление Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 21.02.2024 N 14