Постановление Московской городской Думы от 14.12.2022 N 113 "О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 10 марта 2021 года N 19 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях"
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 декабря 2022 г. N 113
О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 10 марта 2021 года N 19 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях"
В соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы"
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Московской городской Думы от 10 марта 2021 года N 19 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях" следующие изменения:
1) в названии и пункте 1 слова "Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях" заменить словами "статьи 4 и 11 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) в проекте федерального закона:
а) в наименовании слова "Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях" заменить словами "статьи 4 и 11 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
б) в статье 1:
б.1) в абзаце первом слова "2019, N 52, ст. 7765" заменить словами "2022, N 41, ст. 6958";
б.2) пункт 1 признать утратившим силу;
б.3) в пункте 2 слова "2) статью 4" заменить словами "1) статью 4";
б.4) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"2) в статье 11:
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. К жестокому обращению с животными не относится принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных, а также принятие мер по сохранению типичных признаков породы животного.";
б) пункт 1 части 2 дополнить словами ", а равно проведение на животных без ветеринарных показаний процедур, направленных на хирургическое изменение их физиологических свойств".";
б.5) пункты 4 и 5 признать утратившими силу;
в) в статье 2 слова "1 июня 2021 года" заменить словами "1 января 2023 года";
г) пояснительную записку к проекту федерального закона изложить в следующей редакции:
"ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование существующих законодательных механизмов защиты животных от жестокого обращения в целях реализации конституционного принципа формирования в обществе ответственного отношения к животным.
Существует ряд ветеринарных операций, проведение которых на животных без наличия ограниченного перечня показаний, по мнению ведущих ученых и специалистов в области ветеринарии и охраны животного мира, приводит к увечью животных и недопустимо как с этической, так и врачебно-ветеринарной точек зрения. К таким операциям, в частности, относятся онихэктомия и тендонэктомия - удаление когтевой фаланги или сухожилия, отвечающего за выпуск когтей у кошки. Ветеринарными показаниями к проведению на животных таких операций могут являться поражение когтевой фаланги с рисками ампутации пальца, запущенные грибковые болезни когтей или вросший коготь.
Применительно ко всем остальным случаям, не обусловленным ветеринарными показаниями, ведущие ветеринарные высшие учебные заведения, такие как ФГБОУ ВО "Московская государственная Академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И.Скрябина", ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева", ФГБУН "Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова Российской Академии наук", ФГБОУ ВО "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского", ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет", ФГБОУ ВО "Уральский государственный аграрный университет", ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет", солидарны во мнении о том, что в результате проведения указанных операций у животного возникает нарушение походки и существенно снижается подвижность, в связи с чем развиваются повреждения опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, что в конечном итоге приводит к инвалидности животного. Таким образом, проведение таких операций, как онихэктомия и тендонэктомия, без наличия показаний из фиксированного перечня недопустимо.
При этом даже кратковременные поиски в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" позволяют выявить сотни ветеринарных клиник на территории различных субъектов Российской Федерации, которые проводят данные операции под видом косметических, вводя в заблуждение владельцев животных относительно последствий проведения таких операций. Для примера укажем, что не менее 16 таких клиник расположены в Москве, 21 - в Московской области, 5 - в Калининграде, 22 - в Красноярске, 18 - в Татарстане, 20 - в Алтайском крае, 14 - в Ставрополе, 4 - в Астрахани, 23 - в Ростове-на-Дону, 6 - в Костроме, 6 - в Краснодаре, 9 - в Пензе.
Согласно позиции Правительства Российской Федерации проведение указанных процедур в отношении животных, в случае если это выходит за рамки гуманного отношения к животному и не продиктовано лечебно-диагностическими показаниями, подпадает под определение жестокого обращения с животными, предусмотренное действующей редакцией Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ).
Контроль за соблюдением соответствующих требований относится к предмету регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, по согласованию с органами прокуратуры проводит проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при поступлении подтвержденных обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов публичной власти, средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным и окружающей среде или причинении такого вреда. В связи с тем, что под подтвержденными обращениями понимается наличие достаточно объемной доказательной базы, которую необходимо собрать владельцу животного, существующая форма законодательного запрета проведения таких операций без наличия показаний к их проведению на практике не реализуется.
С учетом изложенного и в целях совершенствования механизма практической реализации существующего законодательного запрета на проведение в отношении животных процедур, выходящих за рамки гуманного отношения к животному и не продиктованных лечебно-диагностическими показаниями, а также пропаганды таких процедур законопроектом предлагается дополнить пункт 1 части 2 статьи 11 Федерального закона N 498-ФЗ, предусматривающий запрет проведения на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль, запретом проведения на животных без ветеринарных показаний процедур, направленных на хирургическое изменение их физиологических свойств. Законопроектом также предлагается дополнить статью 4 Федерального закона N 498-ФЗ, определяющую перечень общих принципов обращения с животными, принципом недопустимости жестокого обращения с животными.
Пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 498-ФЗ закреплено требование о принятии владельцами животных мер по предотвращению нежелательного потомства у животных, которые могут быть отнесены к процедурам, направленным на хирургическое изменение физиологических свойств животных без ветеринарных показаний. Кроме того, в настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа по разработке механизмов законодательного регулирования деятельности по разведению животных, а также имеются общие требования к селекционно-племенному разведению породистых непродуктивных животных, указанные в действующем национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 56392-2015 "Услуги для непродуктивных животных. Разведение непродуктивных животных. Общие требования". Одним из общепризнанных аспектов деятельности по разведению животных является сохранение типичных признаков породы животного, что для некоторых пород животных достигается хирургическими изменениями физиологических свойств животных, которые также могут быть отнесены к указанным процедурам и проводиться без ветеринарных показаний.
С учетом изложенного законопроектом предлагается дополнить статью 11 Федерального закона N 498-ФЗ частью 11, исключающей возможность отнесения к жестокому обращению с животными принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных, а также принятие мер по сохранению типичных признаков породы животного.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
А.С.Соловьев
8 - 495 - 957 - 03 - 65";
д) приложения 1 и 2 к проекту федерального закона изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих принятию,
изменению, приостановлению или признанию утратившими силу
в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений
в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об ответственном обращении
с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части введения административной ответственности за несоблюдение (нарушение) правил, устанавливаемых данным федеральным законом.
При этом следует отметить, что в настоящее время КоАП РФ не предусмотрены составы административных правонарушений за несоблюдение Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением его отдельных локальных аспектов, связанных со сферами ветеринарии, пользования объектами животного мира без обязательного для отдельных случаев разрешения и некоторыми другими вопросами).
Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
А.С.Соловьев
8 - 495 - 957 - 03 - 65
Приложение 2
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона
"О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат
А.С.Соловьев
8 - 495 - 957 - 03 - 65".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы А.В.Шапошников