Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Московской городской Думы от 20.11.2019 N 130 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

20 ноября 2019 г. N 130

 

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

2. Поручить представление указанного проекта федерального закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы И.Ю.Святенко.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

 

 

Председатель Московской
городской Думы                               А.В.Шапошников

 

Вносится Московской
городской Думой

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3215; 2009, N 18, ст. 2151; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477; N 49, ст. 6329; 2015, N 27, ст. 3970; N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в абзаце шестом слова "граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую" заменить словами "индивидуальные предприниматели, осуществляющие";

б) дополнить новым абзацем десятым следующего содержания:

"временный присмотр за детьми - комплекс мер по организации в дневное время досуга детей продолжительностью не более 12 часов подряд, осуществляемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения), обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, вне связи с получением детьми образования и (или) с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми организациями, осуществляющими образовательную деятельность;";

в) абзацы десятый - тринадцатый считать соответственно абзацами одиннадцатым - четырнадцатым;

2) дополнить статьей 111 следующего содержания:

"Статья 111. Защита прав и законных интересов детей при оказании услуг по временному присмотру за детьми

1. Мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми не вправе осуществлять лица:

1) не имеющие личной медицинской книжки;

2) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

3) имеющие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

2. Родитель (лицо, его заменяющее) при передаче ребенка под временный присмотр обязан:

1) предъявить документ, удостоверяющий личность;

2) в письменной форме:

а) предоставить реквизиты документа, удостоверяющего личность;

б) дать информированное добровольное согласие на осуществление временного присмотра за детьми;

в) сообщить способы оперативной связи с ним;

г) подтвердить отсутствие у него сведений о наличии у ребенка простудных и иных инфекционных заболеваний, а также их признаков;

3) забрать ребенка по требованию лица, осуществляющего мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми, обусловленному интересами ребенка, его психологическим и физическим состоянием (настойчивое требование вернуться к родителю (лицу, его заменяющему), появление признаков ухудшения состояния здоровья, причинение или угроза причинения вреда другим детям и т.д.).

3. Период, в течение которого ребенок может непрерывно находиться под временным присмотром, определяется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по временному присмотру за детьми, с учетом предельной продолжительности пребывания ребенка под временным присмотром, указанной в абзаце десятом статьи 1 настоящего Закона.

4. Отношения родителя (лица, его заменяющего) и юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по временному присмотру за детьми, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.";

3) в статье 141:

а) в абзаце первом пункта 2 после слов "мероприятия по образованию, воспитанию," дополнить словами "временному присмотру,";

б) в абзацах втором и третьем пункта 3 слова "граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица" заменить словами "индивидуальных предпринимателей";

в) в пункте 8 слова "гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица," заменить словами "индивидуальными предпринимателями".

 

Статья 2

 

Внести в абзац четвертый пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2013, N 27, ст. 3477) изменение, дополнив его словами ", а также лиц, осуществляющих мероприятия по временному присмотру за детьми".

 

Статья 3

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

 

 

Президент
Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

 

В настоящее время во многих торговых центрах, ресторанах и прочих общественных местах функционируют детские игровые комнаты и иные аналогичные помещения либо части помещений (игровые центры, игровые зоны, детские клубы и т.д.), где осуществляется временный присмотр за детьми, родители которых могут оставить их, например, на время совершения покупок (далее - игровые комнаты). В таких игровых комнатах есть игры, игрушки, другое необходимое оборудование, а также работают сотрудники, которые присматривают за детьми.

Вместе с тем деятельность игровых комнат не имеет специального законодательного регулирования, не установлены нормы о защите прав и законных интересов детей при оказании услуг по временному присмотру за детьми.

Наличие указанного пробела правового регулирования не позволяет собрать и проанализировать информацию, достоверно свидетельствующую о надлежащей защите прав и законных интересов детей во время их пребывания в игровых комнатах, в частности о том, что лица, осуществляющие присмотр за детьми в игровых комнатах, не представляют для них опасности.

Учитывая необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов детей во время их нахождения в игровых комнатах, проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - законопроект) предлагается установить требования к деятельности по временному присмотру за детьми.

Законопроектом предлагается нормативно закрепить в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" понятие "временный присмотр за детьми". Под указанным понятием предлагается понимать комплекс мер по организации в дневное время досуга детей продолжительностью не более 12 часов подряд, осуществляемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения), обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию вне связи с получением детьми образования и (или) с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Таким образом, временный присмотр за детьми не является присмотром и уходом, установленным пунктом 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который оказывается именно организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и по общему правилу связан с получением детьми образования. Кроме того, временный присмотр за детьми не носит систематический характер, в то время как организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми на постоянной (регулярной) основе.

Законопроектом также предусматривается установление следующих ограничений к лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей в рамках временного присмотра за детьми:

- отсутствие личной медицинской книжки;

- признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- наличие судимости за преступления против личности, основ конституционного строя, мира и безопасности человечества.

При этом ограничения, устанавливаемые для лиц, осуществляющих присмотр за детьми, не могут быть тождественны ограничениям, которые установлены для педагогических работников статьями 331 и 3511 Трудового кодекса Российской Федерации. Это обусловлено тем, что деятельность лиц, осуществляющих временный присмотр за детьми, предусматривает оказание кратковременной услуги по организации досуга детей и не относится к единому целенаправленному процессу обучения и воспитания (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). 

Следует также отметить, что работники детских игровых комнат могут осуществлять свою деятельность не только по трудовому договору, но и в рамках гражданско-правовых отношений, в связи с чем указанные выше ограничения необходимо установить именно в Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а не в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Законопроектом также предусматриваются обязанности родителей (лиц, их заменяющих), связанные с передачей ребенка под временный присмотр, в частности, предъявление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также предоставление в письменной форме его реквизитов, информированного добровольного согласия на осуществление временного присмотра за детьми, сообщение способов оперативной связи с ними, подтверждение отсутствия сведений о наличии у ребенка простудных и иных инфекционных заболеваний, их признаков. Кроме того, принимая во внимание необходимость поддержания в игровой комнате благоприятной для детей обстановки с учетом норм социального общения и принятых в обществе нравственных ценностей, родитель обязан письменно подтвердить согласие забрать ребенка по требованию лица, осуществляющего временный присмотр за детьми. Такое требование должно быть обусловлено интересами ребенка, его психологическим и (или) физическим состоянием (настойчивое требование вернуться к родителям (лицам, их заменяющим), появление признаков ухудшения здоровья, причинение или угроза причинения вреда другим детям и т.д.).

Поскольку в настоящее время имеется довольно много видов игровых комнат, правила временного присмотра за детьми в них могут различаться. Это обусловлено тематической направленностью, расположением, площадью и прочими характеристиками игровой комнаты. Кроме того, необходимо учитывать гражданско-правовой характер отношений по оказанию услуг по временному присмотру за детьми. Указанные факторы предопределяют то, что правила оказания услуг по временному присмотру за детьми должны устанавливаться игровыми комнатами самостоятельно, но в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" игрушки и игровые сооружения для детей проходят социальную, психологическую, педагогическую, санитарную экспертизу, а помещения должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, строительным нормам (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 635/10). Таким образом, законодательство содержит требования, предъявляемые к оборудованию и помещениям игровых комнат. Создание дополнительных норм по данному предмету приведет к необоснованной избыточности правового регулирования.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ). Согласно законопроекту нормы о проведении гигиенического воспитания и обучения, необходимых для получения личной медицинской книжки, должны распространяться также на лиц, осуществляющих временный присмотр за детьми (статьи 34 и 36 Федерального закона N 52-ФЗ, приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте").

Необходимо отметить, что текст законопроекта и сопроводительные материалы к нему были доработаны с учетом замечаний и предложений, поступивших из Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также из Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

В случае принятия законопроекта целесообразно рассмотреть вопрос о возможности установления ответственности для лиц, осуществляющих временный присмотр за детьми, а также для лиц, оказывающих услуги по временному присмотру за детьми, за нарушение ими требований законодательства. Установление указанной ответственности в данном законопроекте невозможно, так как внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется отдельным федеральным законом (в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") и с учетом наличия соответствующих запретов в действующих законодательных актах.

 

 

Приложение 1
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

 

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

 

Принятие указанного федерального закона потребует внесения изменений в:

1) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2000 года N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций";

2) приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 года N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте";

3) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства.

 

 

Приложение 2
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

 

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Постановление Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 20.11.2019 N 130