Постановление Московской городской Думы от 26.09.2018 N 74 "О внесении изменения в постановление Московской городской Думы от 18 апреля 2018 года N 36 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2018 года N 74
О внесении изменения в постановление Московской городской Думы
от 18 апреля 2018 года N 36 "О проекте федерального закона
"О внесении изменений в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской
Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации"
В соответствии со статьей 3 Закона города Москвы от 14 декабря
2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской
городской Думы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. В постановлении Московской городской Думы от 18 апреля
2018 года N 36 "О проекте федерального закона "О внесении изменений
в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
пояснительную записку к проекту федерального закона изложить в
редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы А.В.Шапошников
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 26 сентября 2018 года
N 74
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статью 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации
и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью
322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее -
законопроект) предлагается ввести уголовную ответственность за
посредничество в незаконном получении документов, необходимых для
въезда, пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства
на территории Российской Федерации, а также транзитного проезда
через территорию Российской Федерации.
В настоящее время широкое распространение получила
деятельность компаний, которые под видом оказания консультационных
услуг в сфере миграции за плату предоставляют мигрантам подлинные,
но полученные в обход предусмотренных законодательством процедур
(не законные по своей природе, хотя и не поддельные) документы,
необходимые для въезда, пребывания иностранных граждан или лиц без
гражданства на территории Российской Федерации или их транзитного
проезда через территорию Российской Федерации.
В качестве примера можно отметить предоставление услуг по
получению:
- документа, подтверждающего владение иностранным гражданином
или лицом без гражданства русским языком, знание им истории России
и основ законодательства Российской Федерации без реального факта
явки на экзамен или без факта его успешной сдачи;
- документа, подтверждающего отсутствие у иностранного
гражданина или лица без гражданства заболевания наркоманией и
инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для
окружающих и включены в соответствующий перечень заболеваний, а
также сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека без реального факта явки на
обследование или вопреки результатам обследования;
- фиктивного документа, подтверждающего наличие законного
источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в
Российской Федерации, или фиктивного документа, подтверждающего
нетрудоспособность заявителя.
Несмотря на то, что своими действиями указанные лица
(посредники) по существу способствуют незаконной миграции, их
привлечение к уголовной ответственности в рамках действующего
состава статьи 322-1 Уголовного кодекса Российской Федерации
(далее - УК РФ) представляется крайне затруднительным.
Если пособник действует не в составе организованной группы, то
доказать факт совершения им умышленных действий, направленных на
организацию незаконной миграции, на практике фактически невозможно,
так как предметом доказывания должен выступать умысел именно на
организацию незаконной миграции.
Однако зачастую посредники, не состоящие при этом в составе
какой-либо организованной группы, оказывают услуги непосредственно
иностранным гражданам или лицам без гражданства. В этом случае
установление в их действиях организационного компонента
(организации незаконной миграции) практически невозможно.
Нужно также учитывать, что пособник (часть 5 статьи 33 УК РФ),
который может быть соучастником преступления в рамках действующей
редакции статьи 322-1 УК РФ, исходя из своей преступной роли,
содействует деятельности других членов организованной группы. В
отличие от этого умысел посредника ограничивается целью получения
прибыли (или иной выгоды) от незаконной сделки по оформлению
фиктивного документа, необходимого для въезда, пребывания
иностранного гражданина или лица без гражданства на территории
Российской Федерации, а также транзитного проезда через территорию
Российской Федерации.
Указанное выше полностью подтверждается судебной практикой.
Так, по информации Московского городского суда, в 2017 году судами
было рассмотрено 303 уголовных дела по преступлениям,
предусмотренным статьей 322-1 УК РФ, из которых приговоры были
вынесены по 283 делам. При этом ни одного обвинительного приговора
за пособничество (часть 5 статьи 33 УК РФ) в незаконном получении
документов, необходимых для въезда, пребывания иностранного
гражданина или лица без гражданства на территории Российской
Федерации, а также транзитного проезда через территорию Российской
Федерации, вынесено не было.
Приговоров, вынесенных по Российской Федерации в целом в
отношении пособников, тоже очень немного, и касаются они только
лиц, участвующих в совершении преступления в составе организованных
групп. Так, по данным Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации "Правосудие", с 2010 по 2017 год в судах
Российской Федерации было рассмотрено не более двух десятков дел в
отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления,
предусмотренного частью 5 статьи 33, статьей 322-1 УК РФ
(пособничество в организации незаконной миграции), и только в одном
случае приговор был вынесен исключительно в отношении лица,
обвиняемого в пособничестве. Однако даже в данном случае судом было
установлено, что пособник оказывал содействие иным, неустановленным
гражданам, организовывавшим незаконную миграцию.
Отсутствие дел, по которым субъекты были привлечены за
пособничество в незаконном получении миграционных документов,
свидетельствует о том, что предусмотренный статьей 322-1 УК РФ
состав преступления не охватывает указанного выше общественно
опасного деяния и не позволяет привлекать по нему к ответственности
лиц, преступно посягающих на действующий в государстве порядок
управления.
Также отметим, что вопросы установления ответственности за
посредничество в незаконном получении миграционных документов
неоднократно рассматривались в российской и зарубежной научной
литературе. Так, в статье 371-1 Уголовного кодекса Республики
Беларусь предусмотрена уголовная ответственность не только за
организацию, но и за содействие незаконной миграции. Ученые
отмечают, что данный зарубежный опыт следует признать
положительным, так как процессы, связанные с незаконной миграцией,
зачастую становятся возможными не столько в результате их
организации отдельными лицами, сколько в результате содействия им.
Очевидно, что таких лиц нельзя отнести к организаторам, и даже
установление их в качестве пособника проблематично (Бышевский Ю.Ю.
К вопросу о юридической природе уголовной ответственности за
организацию незаконной миграции // Российский следователь, 2005,
N 6, с. 14-19; Плюгина И.В. Ответственность за нарушение
миграционного законодательства: правовые проблемы и пути их
преодоления // Журнал российского права, 2015, N 4, с. 112-121).
Изложенное демонстрирует неполноту действующей редакции
статьи 322-1 УК РФ, так как привлечение по ней к уголовной
ответственности лиц, не являющихся непосредственными организаторами
незаконной миграции, но при этом осуществляющих посредничество в
незаконном получении миграционных документов, практически
невозможно.
Законопроект направлен на совершенствование
правоприменительной практики в сфере миграционных правонарушений и
предусматривает новый специальный состав преступления -
посредничество в незаконном получении документов, необходимых для
въезда, пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства
на территории Российской Федерации, а также транзитного проезда
через территорию Российской Федерации, который направлен
непосредственно на установление ответственности для лиц, преступно
посягающих на существующий в Российской Федерации порядок
управления, оказывая посреднические услуги по незаконному получению
миграционных документов.
Кроме того, часть вторую статьи 322-1 УК РФ предлагается
дополнить новым пунктом, в котором предусмотрена уголовная
ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую
Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их
незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного
транзитного проезда через территорию Российской Федерации лицом с
использованием своего служебного положения.
Учитывая общественную опасность данного деяния, предлагается
наказывать виновных лиц штрафом в размере до двухсот тысяч рублей
либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением
свободы на тот же срок.
Принятие законопроекта позволит восполнить пробел в правовом
регулировании вопросов миграции.