Правовые акты Москвы
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Московской городской Думы от 15.02.2017 N 23 "О проекте федерального закона "О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака"

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 15 февраля 2017 года N 23

 

 

О проекте федерального закона "О государственном регулировании

ограничения потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака"

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации

и статьей 35 Устава города Москвы

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы

проект федерального закона "О государственном регулировании

ограничения потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака".

2. Поручить представление указанного законопроекта на всех

этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской

городской Думы Л.В.Стебенковой.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его

принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить

на Председателя Московской городской Думы.

 

 

Председатель Московской

городской Думы А.В.Шапошников

 

 

 

Вносится Московской городской Думой

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственном регулировании ограничения потребления

испарительных смесей, используемых в устройствах,

имитирующих курение табака

 

Настоящий Федеральный закон в целях защиты нравственности,

жизни и здоровья граждан, обеспечения безопасности при

использовании устройств, имитирующих курение табака, устанавливает

правовые основы ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака.

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем

Федеральном законе

 

Для целей настоящего Федерального закона используются

следующие основные понятия:

1) устройства, имитирующие курение табака, для потребления

испарительных смесей (далее - устройства, имитирующие курение

табака) - электронные системы доставки никотина, электронные

системы доставки продуктов, не являющихся никотином, кальяны, в том

числе электронные, и иные устройства, имитирующие курение табака;

2) электронные кальяны - электронные устройства, имитирующие

курение табака с помощью кальяна, продуцирующие аэрозоль, пар или

дым путем нагревания испарительной смеси, содержащей либо не

содержащей никотин, в целях вдыхания пользователем;

3) испарительные смеси для устройств, имитирующих курение

табака (далее - испарительная смесь), - жидкость с содержанием

жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл и без содержания никотина,

предназначенная для использования в устройствах, имитирующих

курение табака.

 

Статья 2. Законодательство в сфере государственного

регулирования ограничения потребления испарительных

смесей, используемых в устройствах, имитирующих

курение табака

 

Законодательство Российской Федерации в сфере государственного

регулирования ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака,

основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из

настоящего Федерального закона, других федеральных законов и

принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов

Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов

субъектов Российской Федерации.

 

Статья 3. Основные принципы государственного регулирования

ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение

табака

 

Основными принципами государственного регулирования

ограничения потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака, являются:

1) охрана здоровья и жизни граждан;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности,

преждевременной смертности населения, связанных с воздействием

никотина и иных веществ, содержащихся в испарительных смесях;

3) взаимодействие органов государственной власти, органов

местного самоуправления и граждан по вопросам ограничения

использования устройств, имитирующих курение табака, и потребления

испарительных смесей;

4) открытость и независимость оценки эффективности реализации

мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия

от потребления испарительных смесей, сокращение потребления

испарительных смесей и использования таких устройств;

5) информирование населения о вреде использования устройств,

имитирующих курение табака, и потребления испарительных смесей.

 

Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной

власти в области государственного регулирования

ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение

табака

 

К полномочиям федеральных органов государственной власти в

сфере государственного регулирования ограничения потребления

испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих

курение табака, относятся:

1) проведение единой государственной политики и координация

деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере

государственного регулирования потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья

граждан от вредного воздействия при использовании устройств,

имитирующих курение табака, и потреблении испарительных смесей;

3) организация и осуществление государственного контроля

(надзора) в области ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака;

4) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий,

направленных на ограничение использования устройств, имитирующих

курение табака, и потребления испарительных смесей;

5) международное сотрудничество Российской Федерации, включая

заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере

ограничения потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака.

 

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов

Российской Федерации в области ограничения

потребления испарительных смесей, используемых

в устройствах, имитирующих курение табака

 

К полномочиям органов государственной власти субъектов

Российской Федерации в сфере государственного регулирования

потребления испарительных смесей, используемых в устройствах,

имитирующих курение табака, относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья

граждан, разработка и реализация мероприятий по охране здоровья

граждан от вредного воздействия, оказываемого при потреблении

испарительных смесей на территориях субъектов Российской Федерации;

2) координация деятельности исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации в области

регулирования потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака;

3) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности

реализации мероприятий, направленных на предотвращение вредного

воздействия, оказываемого при потреблении испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака, и

сокращение такого потребления на территориях субъектов Российской

Федерации;

4) принятие дополнительных мер, направленных на охрану

здоровья граждан от вредного воздействия, оказываемого при

потреблении испарительных смесей, имитирующих курение табака.

 

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области

ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение

табака

 

К полномочиям органов местного самоуправления в области

регулирования ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака, относятся

участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от

вредного воздействия устройств, имитирующих курение табака, и

потребления испарительных смесей на территориях муниципальных

образований, а также просвещение и информирование населения.

 

Статья 7. Меры, направленные на предотвращение вредного

воздействия, оказываемого при потреблении

испарительных смесей, используемых в устройствах,

имитирующих курение табака

 

В целях предупреждения вредного воздействия, оказываемого при

потреблении испарительных смесей, используемых в устройствах,

имитирующих курение табака, осуществляются следующие меры:

1) установление запрета на использование устройств,

имитирующих курение табака, и потребление испарительных смесей на

отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) налоговые и иные меры, направленные на сокращение спроса на

устройства, имитирующие курение табака, и испарительные смеси;

3) регулирование и раскрытие состава испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака;

4) установление требований к упаковке и маркировке

испарительных смесей и устройств, имитирующих курение табака;

5) просвещение и информирование населения о вреде потребления

испарительных смесей и использования устройств, имитирующих курение

табака;

6) установление запрета рекламы и стимулирования продажи

устройств, имитирующих курение табака, а также испарительных смесей

и иных элементов, используемых в устройствах, имитирующих курение

табака;

7) ограничение торговли и предотвращение незаконной торговли

устройствами, имитирующими курение табака, а также испарительными

смесями и иными элементами, используемыми в устройствах,

имитирующих курение табака;

8) установление запрета на продажу несовершеннолетним

устройств, имитирующих курение табака, а также испарительных смесей

и иных элементов, используемых в устройствах, имитирующих курение

табака;

9) установление запрета на потребление несовершеннолетними

испарительных смесей, использование устройств, имитирующих курение

табака, вовлечение несовершеннолетних в процесс такого потребления

(использования);

10) проведение в образовательных организациях разъяснительной

работы с несовершеннолетними о вреде потребления испарительных

смесей и использования устройств, имитирующих курение табака.

 

Статья 8. Запрет на потребление испарительных смесей и

использование устройств, имитирующих курение табака,

на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

 

1. В целях предотвращения вредного воздействия, оказываемого

на здоровье потребляющих испарительные смеси и окружающих,

использование устройств, имитирующих курение табака, и потребление

испарительных смесей запрещаются:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания

услуг организациями и учреждениями культуры, учреждениями органов

по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта,

образовательных услуг;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания

медицинских и реабилитационных услуг;

3) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего

пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на

судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным

маршрутам), а также на станциях метрополитенов, в помещениях

железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов,

речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам

пассажиров;

4) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых

услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в

нестационарных торговых объектах;

5) в помещениях социальных служб;

6) в помещениях, занятых органами государственной власти,

органами местного самоуправления;

7) на детских площадках и в границах территорий, занятых

пляжами;

8) на пассажирских платформах, используемых исключительно для

посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в

пригородном сообщении;

9) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных

домов;

10) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в

помещениях;

11) на территориях и в помещениях, предназначенных для

оказания санаторно-курортных услуг;

12) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в

дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

13) на воздушных судах, в местах на открытом воздухе на

расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения

железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов,

речных портов, станций метрополитенов.

2. По решению собственника имущества или иного лица,

уполномоченного на то собственником имущества, допускается

потребление испарительных смесей и использование устройств,

имитирующих курение табака, в специально выделенных местах,

предусмотренных частью 2 статьи 12 Федерального закона от

23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от

воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления

табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ), с соблюдением

требований для специально выделенных мест для курения табака,

установленных частями 3 и 5 статьи 12 Федерального закона N 15-ФЗ.

3. Органы государственной власти субъектов Российской

Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения на

потребление испарительных смесей и использование устройств,

имитирующих курение табака, в отдельных общественных местах, в

помещениях и на объектах.

 

Статья 9. Меры, направленные на сокращение спроса на

устройства, имитирующие курение табака,

испарительные смеси и иные элементы, используемые в

устройствах, имитирующих курение табака

 

В целях сокращения спроса на устройства, имитирующие курение

табака, испарительные смеси и иные элементы, используемые в

устройствах, имитирующих курение табака, осуществляются меры по

увеличению акцизов на указанную продукцию в соответствии с

законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также

иные меры государственного воздействия на уровень цен.

 

Статья 10. Регулирование состава испарительных смесей,

раскрытия информации об их составе, требований

к упаковке и маркировке устройств, имитирующих

курение табака, испарительных смесей и иных

элементов, используемых в таких устройствах

 

Регулирование состава испарительных смесей, раскрытия их

состава, требований к упаковке и маркировке устройств, имитирующих

курение табака, испарительных смесей и иных элементов, используемых

в таких устройствах, осуществляется в соответствии с

законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

 

Статья 11. Запрет рекламы и стимулирования продажи

испарительных смесей, устройств, имитирующих

курение табака, и иных элементов, используемых

в таких устройствах

 

В целях сокращения спроса на испарительные смеси и устройства,

имитирующие курение табака, и иные элементы, используемые в таких

устройствах, запрещается реклама и стимулирование продажи

испарительных смесей, указанных устройств и иных элементов в

порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом

применительно к табаку и табачным изделиям, а также в соответствии

с законодательством Российской Федерации о рекламе.

 

Статья 12. Запрет продажи несовершеннолетним испарительных

смесей, устройств, имитирующих курение табака, и

иных элементов, используемых в таких устройствах,

запрет на потребление несовершеннолетними, а также

на вовлечение несовершеннолетних в процесс

потребления испарительных смесей и использования

устройств, имитирующих курение табака

 

1. Запрещаются продажа испарительных смесей, устройств,

имитирующих курение табака, и иных элементов, используемых в таких

устройствах, несовершеннолетним, вовлечение несовершеннолетних в

процесс потребления (использования) путем покупки для них либо

передачи им указанных устройств, испарительных смесей и иных

элементов, используемых в таких устройствах, предложения,

требования употребить указанные смеси.

2. Продавец обязан отказать покупателю в продаже испарительных

смесей, устройств, имитирующих курение табака, и иных элементов,

используемых в таких устройствах, если в отношении покупателя

имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ,

удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его

возраст, не представлен.

3. Потребление испарительных смесей и использование устройств,

имитирующих курение табака, несовершеннолетними не допускается.

 

Статья 13. Государственный контроль (надзор) в сфере охраны

здоровья граждан от вредного воздействия при

потреблении испарительных смесей и использовании

устройств, имитирующих курение табака

 

Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья

граждан от вредного воздействия при потреблении испарительных

смесей и использовании устройств, имитирующих курение табака,

осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной

власти при осуществлении федерального государственного

санитарно-эпидемиологического надзора, федерального

государственного надзора в области защиты прав потребителей,

государственного контроля качества и безопасности медицинской

деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также

таможенного контроля.

 

Статья 14. Общественный контроль за соблюдением настоящего

Федерального закона

 

1. За соблюдением настоящего Федерального закона гражданами и

общественными объединениями осуществляется общественный контроль.

2. Государственные органы и должностные лица оказывают

содействие гражданам и общественным объединениям в осуществлении

общественного контроля, выявлении фактов нарушения настоящего

Федерального закона и в уведомлении заявителей в установленном

порядке в течение десяти дней со дня выявления таких фактов.

 

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего

Федерального закона

 

За нарушение законодательства в сфере государственного

регулирования потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака, устанавливается

дисциплинарная, гражданско-правовая и административная

ответственность в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

 

 

Президент

Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О государственном регулировании

ограничения потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака"

 

Проект федерального закона "О государственном регулировании

ограничения потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака" (далее - законопроект)

призван решить проблему, которая стала актуальной после принятия

Государственной Думой Федерального закона от 23 февраля 2013 года

N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего

табачного дыма и последствий потребления табака". Замещая

ограниченные в потреблении табачные изделия, в России стали

набирать популярность устройства, имитирующие курение табака

(вейпы, электронные кальяны и пр.), которые до сих пор не запрещено

употреблять в общественных местах (в том числе в кафе и ресторанах,

в общественном транспорте), на детских площадках и рабочих местах.

В этой связи в России стремительно растет количество вейп-баров и

кальянных, а также специализированных магазинов, торгующих

различными устройствами, имитирующими курение табака. Особенно

настораживает тот факт, что частыми покупателями в этих магазинах

становятся несовершеннолетние. Так, согласно данным статистики,

совокупный объем продаж устройств, имитирующих курение табака, в

России в 2014 году превысил 110 млн. долларов США (4,3 млрд. рублей

по среднегодовому курсу). Это в два раза больше, чем в 2013 году

(кроме того, в 2015-2017 годах ожидается ежегодный рост продаж на

50-60 процентов). По мнению потребителей устройств, имитирующих

курение табака, так называемое "парение" является эффективным

способом отказа от вредного табакокурения.

Однако научные исследования, доказывающие эффективность

"парения" в борьбе с табачной зависимостью (или в качестве

никотинзамещающей терапии), отсутствуют. Необходимость

регулирования оборота и потребления испарительных смесей, а также

использования устройств, имитирующих курение табака (вейпы,

электронные кальяны, парогенераторы и другие аналогичные

устройства), вызвана следующими обстоятельствами: "парение" и

курение кальянов являются пропагандой курения табака и могут

способствовать тому, что некурящие несовершеннолетние пристрастятся

к табакокурению; используемые в вейпах испарительные смеси содержат

вещества, которые при нагревании становятся токсичными; зачастую

испарительные смеси содержат в различных дозировках никотин,

который является, безусловно, вредным веществом; курение кальяна в

компании сопряжено с высокой вероятностью передачи через слюну на

мундштуке различных заболеваний; опасность для человека могут также

представлять возбудители различных инфекционных заболеваний,

содержащиеся в патрубках и колбах.

Исследования американских токсикологов, результаты которых

опубликованы в журнале Science ("Наука"), показали, что

использование устройств, имитирующих курение табака (как содержащих

никотин, так и без никотина), влияет на состояние легких и

носоглотки. У испытуемых отмечалась повышенная восприимчивость к

инфекциям. Экспериментальным путем было доказано, что в результате

воздействия типовых испарительных смесей (жидкостей для устройств,

имитирующих курение табака) на иммунные клетки добровольцев их

способность бороться с бактериями заметно снизилась.

Также известны исследования, доказывающие, что

пропиленгликоль, содержащийся во многих испарительных смесях,

вызывает у некоторых людей аллергические реакции, а также

достаточно сильное раздражение дыхательных путей.

Стоит также отметить, что продажа устройств, имитирующих

курение табака, и испарительных смесей (как никотинсодержащих, так

и безникотиновых), запрещена в Бельгии, Нидерландах, Польше,

Франции, Хорватии, Испании, ряде штатов США. В указанных странах

запрещено также потребление устройств, имитирующих курение табака,

в общественных местах.

В связи с этим представляется целесообразным законодательно

закрепить понятия "устройства, имитирующие курение табака",

"испарительные смеси" таким образом, чтобы они объединили

никотинсодержащие и безникотиновые испарительные смеси, электронные

сигареты, электронные кальяны, электронные испарители, электронные

парогенераторы и другие аналогичные устройства. Крайне важно

установить запрет на продажу устройств, имитирующих курение табака,

несовершеннолетним и запретить их использование в общественных

местах (на территориях и в помещениях образовательных, медицинских

организаций, учреждений культуры, спорта, на воздушных судах, в

общественном транспорте, на детских площадках и на рабочих местах),

а также установить ограничения на рекламу указанных устройств.

Принятие данного законопроекта урегулирует на государственном

уровне ограничения на использование устройств, имитирующих курение

табака, и потребление испарительных смесей, что, безусловно, окажет

положительное влияние на здоровье нации в целом, предотвратит и

уменьшит распространение данной вредной привычки среди

несовершеннолетних.

 

 

Московская городская Дума

 

 

Приложение 1

к проекту федерального закона

"О государственном регулировании

ограничения потребления

испарительных смесей, используемых

в устройствах, имитирующих курение

табака"

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию

утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с

принятием проекта федерального закона "О государственном

регулировании ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака"

 

Принятие федерального закона "О государственном регулировании

ограничения потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака" потребует внести изменения

в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в

части установления ответственности за противоправные деяния,

связанные с нарушением ограничения использования устройств,

имитирующих курение табака, а также в Налоговый кодекс Российской

Федерации; Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ

"О рекламе"; Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ

"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного

дыма и последствий потребления табака"; Федеральный закон от

29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ

"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и

развитию"; законодательство Российской Федерации о техническом

регулировании и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

в части государственного регулирования оборота и ограничений при

потреблении (использовании) устройств, имитирующих курение табака.

 

 

Московская городская Дума

 

 

Приложение 2

к проекту федерального закона

"О государственном регулировании

ограничения потребления

испарительных смесей, используемых

в устройствах, имитирующих курение

табака"

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона "О государственном регулировании

ограничения потребления испарительных смесей, используемых в

устройствах, имитирующих курение табака"

 

Принятие проекта федерального закона "О государственном

регулировании ограничения потребления испарительных смесей,

используемых в устройствах, имитирующих курение табака" не

потребует увеличения расходов федерального бюджета.

 

 

Московская городская Дума

 

Постановление Московской городской Думы "О проекте федерального закона "О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака" от 15.02.2017 N 23