Постановление Московской городской Думы от 15.02.2017 N 23 "О проекте федерального закона "О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака"
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2017 года N 23
О проекте федерального закона "О государственном регулировании
ограничения потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
и статьей 35 Устава города Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О государственном регулировании
ограничения потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех
этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской
городской Думы Л.В.Стебенковой.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы А.В.Шапошников
Вносится Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственном регулировании ограничения потребления
испарительных смесей, используемых в устройствах,
имитирующих курение табака
Настоящий Федеральный закон в целях защиты нравственности,
жизни и здоровья граждан, обеспечения безопасности при
использовании устройств, имитирующих курение табака, устанавливает
правовые основы ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
1) устройства, имитирующие курение табака, для потребления
испарительных смесей (далее - устройства, имитирующие курение
табака) - электронные системы доставки никотина, электронные
системы доставки продуктов, не являющихся никотином, кальяны, в том
числе электронные, и иные устройства, имитирующие курение табака;
2) электронные кальяны - электронные устройства, имитирующие
курение табака с помощью кальяна, продуцирующие аэрозоль, пар или
дым путем нагревания испарительной смеси, содержащей либо не
содержащей никотин, в целях вдыхания пользователем;
3) испарительные смеси для устройств, имитирующих курение
табака (далее - испарительная смесь), - жидкость с содержанием
жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл и без содержания никотина,
предназначенная для использования в устройствах, имитирующих
курение табака.
Статья 2. Законодательство в сфере государственного
регулирования ограничения потребления испарительных
смесей, используемых в устройствах, имитирующих
курение табака
Законодательство Российской Федерации в сфере государственного
регулирования ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака,
основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона, других федеральных законов и
принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы государственного регулирования
ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение
табака
Основными принципами государственного регулирования
ограничения потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака, являются:
1) охрана здоровья и жизни граждан;
2) предупреждение заболеваемости, инвалидности,
преждевременной смертности населения, связанных с воздействием
никотина и иных веществ, содержащихся в испарительных смесях;
3) взаимодействие органов государственной власти, органов
местного самоуправления и граждан по вопросам ограничения
использования устройств, имитирующих курение табака, и потребления
испарительных смесей;
4) открытость и независимость оценки эффективности реализации
мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия
от потребления испарительных смесей, сокращение потребления
испарительных смесей и использования таких устройств;
5) информирование населения о вреде использования устройств,
имитирующих курение табака, и потребления испарительных смесей.
Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной
власти в области государственного регулирования
ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение
табака
К полномочиям федеральных органов государственной власти в
сфере государственного регулирования ограничения потребления
испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих
курение табака, относятся:
1) проведение единой государственной политики и координация
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
государственного регулирования потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака;
2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья
граждан от вредного воздействия при использовании устройств,
имитирующих курение табака, и потреблении испарительных смесей;
3) организация и осуществление государственного контроля
(надзора) в области ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака;
4) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий,
направленных на ограничение использования устройств, имитирующих
курение табака, и потребления испарительных смесей;
5) международное сотрудничество Российской Федерации, включая
заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере
ограничения потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области ограничения
потребления испарительных смесей, используемых
в устройствах, имитирующих курение табака
К полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере государственного регулирования
потребления испарительных смесей, используемых в устройствах,
имитирующих курение табака, относятся:
1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья
граждан, разработка и реализация мероприятий по охране здоровья
граждан от вредного воздействия, оказываемого при потреблении
испарительных смесей на территориях субъектов Российской Федерации;
2) координация деятельности исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области
регулирования потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака;
3) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности
реализации мероприятий, направленных на предотвращение вредного
воздействия, оказываемого при потреблении испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака, и
сокращение такого потребления на территориях субъектов Российской
Федерации;
4) принятие дополнительных мер, направленных на охрану
здоровья граждан от вредного воздействия, оказываемого при
потреблении испарительных смесей, имитирующих курение табака.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области
ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение
табака
К полномочиям органов местного самоуправления в области
регулирования ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака, относятся
участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от
вредного воздействия устройств, имитирующих курение табака, и
потребления испарительных смесей на территориях муниципальных
образований, а также просвещение и информирование населения.
Статья 7. Меры, направленные на предотвращение вредного
воздействия, оказываемого при потреблении
испарительных смесей, используемых в устройствах,
имитирующих курение табака
В целях предупреждения вредного воздействия, оказываемого при
потреблении испарительных смесей, используемых в устройствах,
имитирующих курение табака, осуществляются следующие меры:
1) установление запрета на использование устройств,
имитирующих курение табака, и потребление испарительных смесей на
отдельных территориях, в помещениях и на объектах;
2) налоговые и иные меры, направленные на сокращение спроса на
устройства, имитирующие курение табака, и испарительные смеси;
3) регулирование и раскрытие состава испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака;
4) установление требований к упаковке и маркировке
испарительных смесей и устройств, имитирующих курение табака;
5) просвещение и информирование населения о вреде потребления
испарительных смесей и использования устройств, имитирующих курение
табака;
6) установление запрета рекламы и стимулирования продажи
устройств, имитирующих курение табака, а также испарительных смесей
и иных элементов, используемых в устройствах, имитирующих курение
табака;
7) ограничение торговли и предотвращение незаконной торговли
устройствами, имитирующими курение табака, а также испарительными
смесями и иными элементами, используемыми в устройствах,
имитирующих курение табака;
8) установление запрета на продажу несовершеннолетним
устройств, имитирующих курение табака, а также испарительных смесей
и иных элементов, используемых в устройствах, имитирующих курение
табака;
9) установление запрета на потребление несовершеннолетними
испарительных смесей, использование устройств, имитирующих курение
табака, вовлечение несовершеннолетних в процесс такого потребления
(использования);
10) проведение в образовательных организациях разъяснительной
работы с несовершеннолетними о вреде потребления испарительных
смесей и использования устройств, имитирующих курение табака.
Статья 8. Запрет на потребление испарительных смесей и
использование устройств, имитирующих курение табака,
на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
1. В целях предотвращения вредного воздействия, оказываемого
на здоровье потребляющих испарительные смеси и окружающих,
использование устройств, имитирующих курение табака, и потребление
испарительных смесей запрещаются:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания
услуг организациями и учреждениями культуры, учреждениями органов
по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта,
образовательных услуг;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания
медицинских и реабилитационных услуг;
3) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего
пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на
судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным
маршрутам), а также на станциях метрополитенов, в помещениях
железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов,
речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам
пассажиров;
4) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых
услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в
нестационарных торговых объектах;
5) в помещениях социальных служб;
6) в помещениях, занятых органами государственной власти,
органами местного самоуправления;
7) на детских площадках и в границах территорий, занятых
пляжами;
8) на пассажирских платформах, используемых исключительно для
посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в
пригородном сообщении;
9) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных
домов;
10) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в
помещениях;
11) на территориях и в помещениях, предназначенных для
оказания санаторно-курортных услуг;
12) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в
дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
13) на воздушных судах, в местах на открытом воздухе на
расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения
железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов,
речных портов, станций метрополитенов.
2. По решению собственника имущества или иного лица,
уполномоченного на то собственником имущества, допускается
потребление испарительных смесей и использование устройств,
имитирующих курение табака, в специально выделенных местах,
предусмотренных частью 2 статьи 12 Федерального закона от
23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от
воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления
табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ), с соблюдением
требований для специально выделенных мест для курения табака,
установленных частями 3 и 5 статьи 12 Федерального закона N 15-ФЗ.
3. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения на
потребление испарительных смесей и использование устройств,
имитирующих курение табака, в отдельных общественных местах, в
помещениях и на объектах.
Статья 9. Меры, направленные на сокращение спроса на
устройства, имитирующие курение табака,
испарительные смеси и иные элементы, используемые в
устройствах, имитирующих курение табака
В целях сокращения спроса на устройства, имитирующие курение
табака, испарительные смеси и иные элементы, используемые в
устройствах, имитирующих курение табака, осуществляются меры по
увеличению акцизов на указанную продукцию в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также
иные меры государственного воздействия на уровень цен.
Статья 10. Регулирование состава испарительных смесей,
раскрытия информации об их составе, требований
к упаковке и маркировке устройств, имитирующих
курение табака, испарительных смесей и иных
элементов, используемых в таких устройствах
Регулирование состава испарительных смесей, раскрытия их
состава, требований к упаковке и маркировке устройств, имитирующих
курение табака, испарительных смесей и иных элементов, используемых
в таких устройствах, осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 11. Запрет рекламы и стимулирования продажи
испарительных смесей, устройств, имитирующих
курение табака, и иных элементов, используемых
в таких устройствах
В целях сокращения спроса на испарительные смеси и устройства,
имитирующие курение табака, и иные элементы, используемые в таких
устройствах, запрещается реклама и стимулирование продажи
испарительных смесей, указанных устройств и иных элементов в
порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом
применительно к табаку и табачным изделиям, а также в соответствии
с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Статья 12. Запрет продажи несовершеннолетним испарительных
смесей, устройств, имитирующих курение табака, и
иных элементов, используемых в таких устройствах,
запрет на потребление несовершеннолетними, а также
на вовлечение несовершеннолетних в процесс
потребления испарительных смесей и использования
устройств, имитирующих курение табака
1. Запрещаются продажа испарительных смесей, устройств,
имитирующих курение табака, и иных элементов, используемых в таких
устройствах, несовершеннолетним, вовлечение несовершеннолетних в
процесс потребления (использования) путем покупки для них либо
передачи им указанных устройств, испарительных смесей и иных
элементов, используемых в таких устройствах, предложения,
требования употребить указанные смеси.
2. Продавец обязан отказать покупателю в продаже испарительных
смесей, устройств, имитирующих курение табака, и иных элементов,
используемых в таких устройствах, если в отношении покупателя
имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ,
удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его
возраст, не представлен.
3. Потребление испарительных смесей и использование устройств,
имитирующих курение табака, несовершеннолетними не допускается.
Статья 13. Государственный контроль (надзор) в сфере охраны
здоровья граждан от вредного воздействия при
потреблении испарительных смесей и использовании
устройств, имитирующих курение табака
Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья
граждан от вредного воздействия при потреблении испарительных
смесей и использовании устройств, имитирующих курение табака,
осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти при осуществлении федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, федерального
государственного надзора в области защиты прав потребителей,
государственного контроля качества и безопасности медицинской
деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также
таможенного контроля.
Статья 14. Общественный контроль за соблюдением настоящего
Федерального закона
1. За соблюдением настоящего Федерального закона гражданами и
общественными объединениями осуществляется общественный контроль.
2. Государственные органы и должностные лица оказывают
содействие гражданам и общественным объединениям в осуществлении
общественного контроля, выявлении фактов нарушения настоящего
Федерального закона и в уведомлении заявителей в установленном
порядке в течение десяти дней со дня выявления таких фактов.
Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего
Федерального закона
За нарушение законодательства в сфере государственного
регулирования потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака, устанавливается
дисциплинарная, гражданско-правовая и административная
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О государственном регулировании
ограничения потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака"
Проект федерального закона "О государственном регулировании
ограничения потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака" (далее - законопроект)
призван решить проблему, которая стала актуальной после принятия
Государственной Думой Федерального закона от 23 февраля 2013 года
N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
табачного дыма и последствий потребления табака". Замещая
ограниченные в потреблении табачные изделия, в России стали
набирать популярность устройства, имитирующие курение табака
(вейпы, электронные кальяны и пр.), которые до сих пор не запрещено
употреблять в общественных местах (в том числе в кафе и ресторанах,
в общественном транспорте), на детских площадках и рабочих местах.
В этой связи в России стремительно растет количество вейп-баров и
кальянных, а также специализированных магазинов, торгующих
различными устройствами, имитирующими курение табака. Особенно
настораживает тот факт, что частыми покупателями в этих магазинах
становятся несовершеннолетние. Так, согласно данным статистики,
совокупный объем продаж устройств, имитирующих курение табака, в
России в 2014 году превысил 110 млн. долларов США (4,3 млрд. рублей
по среднегодовому курсу). Это в два раза больше, чем в 2013 году
(кроме того, в 2015-2017 годах ожидается ежегодный рост продаж на
50-60 процентов). По мнению потребителей устройств, имитирующих
курение табака, так называемое "парение" является эффективным
способом отказа от вредного табакокурения.
Однако научные исследования, доказывающие эффективность
"парения" в борьбе с табачной зависимостью (или в качестве
никотинзамещающей терапии), отсутствуют. Необходимость
регулирования оборота и потребления испарительных смесей, а также
использования устройств, имитирующих курение табака (вейпы,
электронные кальяны, парогенераторы и другие аналогичные
устройства), вызвана следующими обстоятельствами: "парение" и
курение кальянов являются пропагандой курения табака и могут
способствовать тому, что некурящие несовершеннолетние пристрастятся
к табакокурению; используемые в вейпах испарительные смеси содержат
вещества, которые при нагревании становятся токсичными; зачастую
испарительные смеси содержат в различных дозировках никотин,
который является, безусловно, вредным веществом; курение кальяна в
компании сопряжено с высокой вероятностью передачи через слюну на
мундштуке различных заболеваний; опасность для человека могут также
представлять возбудители различных инфекционных заболеваний,
содержащиеся в патрубках и колбах.
Исследования американских токсикологов, результаты которых
опубликованы в журнале Science ("Наука"), показали, что
использование устройств, имитирующих курение табака (как содержащих
никотин, так и без никотина), влияет на состояние легких и
носоглотки. У испытуемых отмечалась повышенная восприимчивость к
инфекциям. Экспериментальным путем было доказано, что в результате
воздействия типовых испарительных смесей (жидкостей для устройств,
имитирующих курение табака) на иммунные клетки добровольцев их
способность бороться с бактериями заметно снизилась.
Также известны исследования, доказывающие, что
пропиленгликоль, содержащийся во многих испарительных смесях,
вызывает у некоторых людей аллергические реакции, а также
достаточно сильное раздражение дыхательных путей.
Стоит также отметить, что продажа устройств, имитирующих
курение табака, и испарительных смесей (как никотинсодержащих, так
и безникотиновых), запрещена в Бельгии, Нидерландах, Польше,
Франции, Хорватии, Испании, ряде штатов США. В указанных странах
запрещено также потребление устройств, имитирующих курение табака,
в общественных местах.
В связи с этим представляется целесообразным законодательно
закрепить понятия "устройства, имитирующие курение табака",
"испарительные смеси" таким образом, чтобы они объединили
никотинсодержащие и безникотиновые испарительные смеси, электронные
сигареты, электронные кальяны, электронные испарители, электронные
парогенераторы и другие аналогичные устройства. Крайне важно
установить запрет на продажу устройств, имитирующих курение табака,
несовершеннолетним и запретить их использование в общественных
местах (на территориях и в помещениях образовательных, медицинских
организаций, учреждений культуры, спорта, на воздушных судах, в
общественном транспорте, на детских площадках и на рабочих местах),
а также установить ограничения на рекламу указанных устройств.
Принятие данного законопроекта урегулирует на государственном
уровне ограничения на использование устройств, имитирующих курение
табака, и потребление испарительных смесей, что, безусловно, окажет
положительное влияние на здоровье нации в целом, предотвратит и
уменьшит распространение данной вредной привычки среди
несовершеннолетних.
Московская городская Дума
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О государственном регулировании
ограничения потребления
испарительных смесей, используемых
в устройствах, имитирующих курение
табака"
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с
принятием проекта федерального закона "О государственном
регулировании ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака"
Принятие федерального закона "О государственном регулировании
ограничения потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака" потребует внести изменения
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в
части установления ответственности за противоправные деяния,
связанные с нарушением ограничения использования устройств,
имитирующих курение табака, а также в Налоговый кодекс Российской
Федерации; Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ
"О рекламе"; Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного
дыма и последствий потребления табака"; Федеральный закон от
29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию"; законодательство Российской Федерации о техническом
регулировании и иные нормативные правовые акты Российской Федерации
в части государственного регулирования оборота и ограничений при
потреблении (использовании) устройств, имитирующих курение табака.
Московская городская Дума
Приложение 2
к проекту федерального закона
"О государственном регулировании
ограничения потребления
испарительных смесей, используемых
в устройствах, имитирующих курение
табака"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О государственном регулировании
ограничения потребления испарительных смесей, используемых в
устройствах, имитирующих курение табака"
Принятие проекта федерального закона "О государственном
регулировании ограничения потребления испарительных смесей,
используемых в устройствах, имитирующих курение табака" не
потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Московская городская Дума