ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОСКВЫ

Постановление Московской городской Думы от 10.06.2020 № 45 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

10 июня 2020 г. № 45

 

О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

2. Поручить представление указанного проекта федерального закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы Щитову К.В.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

 

 

Председатель Московской

городской Думы                               А.В.Шапошников

 

Вносится Московской

городской Думой

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об  основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

 

Статья 1

 

Внести в статью 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5274; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 18, ст. 2151; № 23, ст. 2773; № 51, ст. 6163; 2011, № 30, ст. 4600; 2013, № 14, ст. 1666; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2015, № 27, ст. 3970; № 29, ст. 4365; 2017, № 1, ст. 6; 2018, № 17, ст. 2434; № 24, ст. 3403; 2019, № 42, ст. 5801) следующие изменения:

1) в названии слова "и агитации," заменить словами ", агитации, иного воздействия,";

2) пункт 1 после слов "наркоманию, токсикоманию," дополнить словами "в том числе употребление сжиженных углеводородных газов путем вдыхания,";

3) дополнить пунктами 4 - 7 следующего содержания:

"4. В целях обеспечения безопасности жизни и охраны здоровья ребенка запрещается продажа несовершеннолетним потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

5. Потенциально опасные товары бытового назначения, содержащие сжиженные углеводородные газы, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, подлежат маркировке, исключающей возможность их продажи несовершеннолетним. Установление требований к маркировке потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

6. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск товаров, указанных в части 4 настоящей статьи (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим такие товары (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Продавец обязан отказать покупателю в продаже товаров, указанных в части 4 настоящей статьи, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.".

 

Статья 2

 

Внести в часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 26, ст. 3208; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 27, ст. 3970; 2018, № 52, ст. 8101; 2019, № 18, ст. 2217) следующие изменения:

1) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1) побуждающая и (или) способная вызвать у детей желание использовать способами (методами), представляющими угрозу их жизни и (или) здоровью, потенциально опасные товары бытового назначения, содержащие сжиженные углеводородные газы, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации;";

2) пункт 2 после слов "и (или) одурманивающие вещества," дополнить словами "сжиженные углеводородные газы путем вдыхания,".

 

 

Президент

Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

 

В настоящее время в подростковой среде отмечается распространение такого явления, как сниффинг, при котором состояние токсического опьянения достигается путем вдыхания углеводородных сжиженных газов, входящих в состав ряда товаров хозяйственно-бытового назначения, в частности, используемых в баллончиках для заправки зажигалок или самих зажигалках, в баллончиках для работы портативных туристских газовых плит и др. Указанные вещества при вдыхании могут вызвать аритмию и остановку сердца, что с высокой степенью вероятности приводит к летальному исходу.

Согласно материалам, представленным в письме Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 июля 2018 года № 07-4175 "О направлении информации", информация о случаях смертельных отравлений в результате вдыхания паров химических соединений свидетельствует о том, что среди погибших большинство несовершеннолетних: подростки в возрасте от 14 до 17 лет (148 человек) и младшие подростки от 10 до 14 лет (29 человек).

Популяризации данного явления способствует возможность беспрепятственного приобретения несовершеннолетними указанных товаров, содержащих сжиженные углеводородные газы. Товары, содержащие сжиженные углеводородные газы, не являются предметами, необходимыми ребенку в повседневной жизни, а наличие у несовершеннолетних права приобретать такие товары объективно снижает возможности родительского контроля за их использованием.

Распространение сниффинга, а также других новых форм подростковой токсикомании ставит новые вызовы перед государством и обществом по предотвращению их распространения. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти ведется активная работа в рассматриваемой сфере. Так, Минздравом России совместно с Роспотребнадзором прорабатывается вопрос об определении перечня потенциально опасных товаров бытового назначения. Минпромторгом России совместно с Роспотребнадзором прорабатывается вопрос о подготовке отдельного нормативного правового акта или внесении изменений в действующее законодательство, которые регламентируют порядок реализации несовершеннолетним товаров, представляющих опасность для их жизни и здоровья в связи с использованием указанных товаров не по назначению.

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - законопроект) разработан в целях ограничения продажи несовершеннолетним потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, защиты детей от информации, побуждающей использовать такие товары с угрозой для жизни и (или) здоровья.

Законопроектом предусматривается запрет продажи несовершеннолетним потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, а также внесение в федеральное законодательство изменений, направленных на защиту детей от информации, побуждающей или способной вызвать у детей желание использовать такие товары способами (методами), представляющими угрозу их жизни и (или) здоровью.

Законопроектом также предлагается закрепить, что к информации, наносящей вред здоровью ребенка, его нравственному и духовному развитию и запрещенной к распространению среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить сжиженные углеводородные газы путем вдыхания.

Для реализации предложенных мер законопроектом предусматривается, что перечень потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, утверждается Правительством Российской Федерации, а товары из такого перечня подлежат обязательной маркировке, исключающей возможность их продажи несовершеннолетним.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения должны содержаться в техническом регламенте. Согласно пункту 5 статьи 7 указанного Федерального закона с учетом степени риска причинения вреда в технических регламентах могут содержаться специальные требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

С учетом изложенного законопроектом предлагается осуществлять установление требований к маркировке потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Предлагаемое законопроектом правовое регулирование направлено на защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Принятие законопроекта позволит эффективнее противодействовать распространению новых форм подростковой токсикомании, в том числе их пропаганде в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и создаст необходимые условия для защиты детей от использования потенциально опасных товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы, способами, представляющими угрозу жизни и (или) здоровью ребенка.

 

 

Приложение 1
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

 

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

 

Принятие указанного федерального закона потребует внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства не потребуется.

 

 

Приложение 2
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

 

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

TOC